СБХИ КОНФЕРЕНЦИЯ  "БХИ-1999" ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Поиск



Г.И. Царева
Практики умирания в "Тибетской Книге Мертвых"

У человечества всегда было стремление разгадать тайну жизни и смерти, но для большинства людей вопрос: "Что с нами будет после смерти?" — остается без ответа и по сей день. Собрана большая информация, написаны тысячи трактатов по поводу того, как можно избежать смерти, но, несмотря на это, человек с момента рождения неудержимо движется к смерти, и нет такого мгновения, когда он мог бы повернуть вспять.
Смерть, с какой бы стороны ее ни рассматривали, представляется для одних нарушением смысла всего существования, для других — перемещением с неизбежным разрывом. Это перемещение может быть болезненным и тяжелым, или же наоборот — безболезненным и нормальным. Последнее возможно в том случае, если человек сможет встретить смерть с полным присутствием духа и пониманием происходящих процессов при умирании. Но как приготовиться к смерти?
Считается, что посмертное существование души определено не только тем, как человек прожил свою жизнь, но и тем, как он умирает: последними минутами этой жизни и поведением после смерти. "Тибетская Книга Мертвых" и посвящена этим вопросам — правильному поведению во время умирания и после смерти.
Для того, чтобы правильно умереть и не блуждать потом в посмертии, человек должен применять различные духовные практики. В Тибете практики, связанные с процессом умирания называют "Пхова". Существует много разновидностей этих практик, но в целом они были сведены к пяти основным. Не имеет значения, какую из них применяет ученик, самое главное — получить благословение и необходимое учение от мастера, владеющего посмертными переживаниями, а затем тренироваться, пока не появятся знаки умирания.
Техника практики пхова разнообразна: в основном это различные виды медитаций при которых ученик обращается к определенному божеству, концентрируется на одной точке телесной позы, на пране — энергии. При этом энергетически могут закрываться все отверстия тела, может визуализироваться центральный энергетический канал — Сушумна. Произносится так называемый "зародышевый слог", что способствует приведению сознания ученика в определенное состояние. Эти практики не безопасны для жизни практикующего. Так, например, при неправильном произнесении зародышевого слова человек может и умереть. Во время таких практик даже кости черепа могут раздвигаться и на макушке выступает кровь. Именно в это отверстие, его еще называют "отверстием Брамы", и должна вылететь душа, в случае правильного умирания. В этом случае душа уходит в более высокие сферы и продолжает путь освобождения. При неправильном умирании душа может выйти через одно из девяти отверстий в теле, что может осложнить посмертное существование.
Во время духовных практик у человека возникают определенные вибрации в физическом теле, что может даже раздвигать костный скелет. Помимо этого происходит изменение ритма и вибрационного тока его сознания. В результате научных экспериментов ученым И.Бентовым было обнаружено, что при применении человеком различных духовных практик, в физиологии организма происходят следующие процессы: в главной артерии — аорте возникает "стоячая волна", что порождает колебания в костях скелета, включая череп, частотой в 7 герц. Колебания черепа вызывают акустические волны, которые фокусируются в области желудочков головного мозга. Устойчивые колебания в желудочках мозга в аудио и сверхзвуковом диапазонах механически стимулируют чувствительную зону коры головного мозга, что в конечном итоге приводит к появлению энергетического стимула, вращающегося по закрытому контуру вокруг каждого из полушарий. Подобный "бегущий" стимул или раздражитель можно считать "током". В результате воздействия этих круговых "токов" оба полушария вокруг себя возбуждают пульсирующие магнитные поля противоположной полярности. Если вибрация этих полей совпадает, то идет гармонизация работы полушарий и наоборот.
Излучаемое головой магнитное поле взаимодействует с уже существующими в окружающей среде электрическими и магнитными полями. Голову можно сравнить одновременно с передающей и принимающей антенной, настроенной на одну из нескольких резонансных частот. В результате поля из окружающей среды могут, в свою очередь, сами воздействовать на мозг, модулируя эту резонансную частоту. Мозг же воспринимает подобную модуляцию как нужную информацию, или же не воспринимает вообще.
Из сказанного можно сделать вывод, что человек, достигая определенного ритма физического тела и сознания, может входить в резонансное колебание с пространственно-временными структурами, получая необходимую для себя информацию и опыт, входя в определенное состояние сознания.
По представлениям тибетцев, человеческий организм представляет собой единство трех структурных уровней, в котором каждый из последующих опирается на предыдущий. К этим трем структурам, составляющим триединство человека, относится грубое физическое тело, чье формирование стимулируется "жизненными сущностями" тонкого тела. Считается, что организм не умрет до тех пор, пока в нем не перестанут функционировать "жизненные сущности". Ко второму уровню относится "тонкое тело", возникающее в первые два месяца развития эмбриона. Оно состоит из множества тонких энергетических сосудов, по которым психические токи разносят "жизненные сущности". К этому телу принадлежат также токи-каналы грубого сознания, связанного с органами чувств. Третий структурный уровень составляет непроявленное тело тончайшего сознания, которое одухотворяет человека. Живым человеческий организм становится благодаря "одушевленности" — наличию жизненной силы, обеспечивающей способность инертной плоти к росту, чувственному восприятию и деятельности.
Душа, хотя и связана с телесным, проявляя себя в эмоциональной, сознательной и психической деятельности организма, способна к автономному проявлению и функционированию. Человек во время смерти как бы расчленяется на различные компоненты телесности и духовности. Поэтому смерть можно рассматривать как дезинтеграцию и поэтапное изменение его телесной и духовной конституции. Но даже при таком жестоком разделении этих факторов духовное обладает какой-то телесностью, а телесное — одухотворено. Духовный же фактор всегда остается движущей силой процесса жизни и посмертного существования, оставаясь нитью, которой связаны этот и "тот" миры, жизнь и смерть.
В человеческом теле циркулируют различные виды энергии, которые подразделяются на материальные и нематериальные формы. Тибетцы говорят не об энергии, пране, а о различных видах "ветра", сила которых является опорой жизни, принципом движения и дыхания. Материальная форма "ветра" связана с процессом дыхания, регулируя которое можно удлинять или укорачивать жизнь.
Дыхание занимает промежуточное положение между сознательными и бессознательными функциями организма, так как способно функционировать как автоматически, так и волитивно, являясь связующим звеном между внешним и внутренним мирами. Поэтому процессу дыхания придается такое большое значение в духовных практиках.
Нематериальная разновидность "ветра" связана с сознанием. Она, в свою очередь, разделяется на два потока, соотношение которых определяет длительность жизни. Один поток циркулирует в сосудах тела, смешиваясь с ветром дыхания. Другой, соединяясь с энергией мысли, имеет свое место в точке, размером с зерно, располагающейся в сердце.
Из научных исследований видно, что физическое сердце играет немаловажную роль в духовных практиках, так как именно с этим органом связано зарождение определенной вибрационной волны. На тонком плане чакра сердца характеризуется как комплекс сердца и трех основных сосудов, по которым движется субстанция сознания: сознание, возникающее в результате деятельности пяти органов чувственного восприятия; самосознание или сознание своего "я"; рассудочное сознание; низменное сознание, основанное на привязанности к чувственным ценностям. При умирании все виды жизненной энергии начинают входить в центральный канал — Сушумну, а затем абсорбируются в тончайшую субстанцию энергии, концентрируясь в сердце.
Во время последнего этапа умирания все виды ветра переходят в другую форму — потенциальное состояние, сконцентрированное в зерне души или точке, называющейся "зерном абсолютной потенции жизни" — тончайшей духовной субстанции души, в которую свертываются все компоненты жизненного комплекса в момент смерти. Конец сердца в том месте, где артерии входят в него, начинает светиться. С этим светом через три дня после физической кончины сколлапсировавшееся сознание по центральному энергетическому сосуду Сушумне покидает физическое тело, выходя через отверстие Брамы.
Когда тонкие субстанции покинули плотное тело, они еще соединены с ним тонкой энергетической нитью. Ее один конец присоединен к сердцу и отрыв этой нити вызывает неизбежную остановку сердца. С момента разрыва наступает настоящая смерть физического тела.
По представлениям тибетцев человек связан с небом посредством "Му" — нити, которая воспринималась то как луч света, то как столб дыма. Эта нить является тем духовным фактором, который связывает земной и тонкий мир. Нить не рвется до тех пор, пока не просмотрена панорама прожитой жизни, записанная в жизненном теле. Поэтому нужно избегать кремации тела в течении первых трех-пяти дней после смерти, так как это может привести к дезинтеграции тонких энергетических структур, в связи с преждевременным разрывом нити, а также тем, что не произошло полного коллапса духовных субстанций и запечатления в них панорамы прошедшей жизни.
Считается, что тело нельзя трогать в течение трех дней после смерти, так как сознание может быть притянуто к тому месту, где дотронулись и уйти через него, а не через макушку. В этом случае душа будет осуждена на мучительное блуждание. Поэтому похоронный обряд помогает душе покойного правильно выйти из тела, очиститься и должным образом уйти в тонкие сферы.
Очень важно, чтобы близкие не беспокоили умирающего своим плачем, потому что это может стать причиной порождения привязанности умирающего к материальному миру. Когда приходит время умирать, человек должен полностью отбросить беспокойство обо всех незаконченных делах, отойти от всех привязанностей — как материальных предметов, так и привязанностей к близким и постараться прекратить всю умственную деятельность. Во время наступления смерти наша мысль очень сильна, поэтому немаловажным считается раскаивание за все малейшие ошибки совершенные в жизни в минуты умирания. Это поможет в посмертии.
Какой бы тип пхова ни практиковал ученик, главное — не стать добычей чувственных и эмоциональных переживаний. Даже малейший неблагоприятный настрой уже будет препятствием для пхова, поэтому когда придет смерть, сознание не должно быть отягощено посторонними и отрицательными мыслями, а человек должен полностью сосредоточиться на процессе умирания, которое он практиковал. Еще при жизни практикующий должен запомнить последовательность проявлений всех внешних, внутренних и тайных знаков умирания. Какие же процессы — физические, психические и духовные происходят с человеком во время умирания? В "Тибетской Книге Мертвых" они рассматриваются очень подробно.
Процесс распада компонентов жизненности человека трактуется как поэтапное возвращение всех факторов жизни к исходной духовной первооснове.
Понятие "смерть" относится к моменту прекращения действия жизненной силы, благодаря которой возможно существование человека. В зависимости от того, каким "количеством" жизненной силы обладает индивид, люди отличаются продолжительностью жизни, темпераментом, характером. Эти различия предопределены количественным сочетанием и балансом первоэлементов, физических энергий, духовной структуры человека и его кармы. В начальный период формирования тела пять первоэлементов ведут созидание, образуя гармоничное сочетание друг с другом. В средний период жизни они мирно сосуществуют. В конечный период, в момент смерти, первоэлементы вступают во вражду друг с другом, и тело разрушается.
Переход в тонкий мир разделяется на определенное число стадий, во время которых происходит трансформация тела и души и процесс разъединения внутренней структуры человека. Душа, освобождаясь от разлагающегося тела, приобретает способность уйти в другой мир.
В тибетских текстах говорится о восьми стадиях умирания. На первых четырех стадиях приметы ближайших признаков смерти связаны с последовательным исчезновением пяти первоэлементов и прекращением функционирования пяти органов чувств. Пять стихий, из которых состоит тело, переходят одна в другую, вызывая ощущение у умирающего как будто его давят горы, иссушает и уносит ветер, смывают волны. В "Книге Мертвых" говорится о следующих симптомах смерти: тело ощущает давление, когда элемент "земля" погружается в элемент "воду"; тело ощущает холод, как будто оно погружается в воду, затем наступает ощущение сильного жара, когда "вода" погружается в "огонь"; и затем ощущение как будто тело распадается на атомы или "огонь" растворяется в "воздухе".
Во время, когда пять элементов распадаются, пять основных ветров растворяются. С исчезновением равно-неизменного ветра тепло покидает тело, начиная с конечностей. Человек утрачивает способность переваривать пищу. С исчезновением жизнеподдерживающего ветра ум становится неясным и путаным. С исчезновением очистительного ветра, направленного вниз, человек становится неспособным к дефекации. Исчезновение ветра, двигающегося вверх, приводит к неспособности глотать пищу и питье, а дыхание человека становится прерывистым. С исчезновением наполняющего ветра теряется полное владение конечностями и сухожилия начинают сжиматься.
Ко времени, когда пять элементов и пять основных ветров растворяются, автоматически также исчезают пять второстепенных ветров. Вследствие этого также постепенно растворяются способности органов чувств. Каждый симптом сопровождается определенными внутренними изменениями в теле, такими как потеря слуха, зрения, контроля над лицевыми мускулами, расстраивается обоняние, и, наконец, нарушаются органы вкуса. Дыхание становится прерывистым непосредственно перед потерей сознания. Интервал между прекращением дыхания и выдохом жизненной силы зависит от того, насколько долго она будет оставаться в срединном нерве и, как правило, это продолжается до остановки сердца. Продолжительность этого состояния у каждого человека неопределенно и зависит от конституции тела, от состояния нервной системы и жизненной силы.
Последующие четыре стадии умирания связаны с трансформацией сознания и образования все более тонких его форм. К телесной плоти относится низший чувственный уровень сознания, возникающий в результате деятельности пяти органов чувств. Это сознание не может существовать отдельно от физического организма, поэтому оно прекращает существование со смертью тела, в отличие от рассудочного сознания или ментального тела человека. Рассудочное сознание связано с памятью о прожитой жизни, с воображением, а не с чувственным восприятием. Ментальную энергию можно разделить на грубую, тонкую и очень тонкую. Последняя и обладает качеством перерождения.
Анализ состояния человеческого сознания во время смерти и после нее помогает понять и проследить этапы трансформации того духовного комплекса, который называют душой. Без сознания не может быть контакта между материальным и тонким планами, трансформации и движения с одного плана на другой. Ментальная энергия не имеет начала, продолжения или конца; она существует изначально и аналогична бесконечности, а следовательно вне всяких пространственно-временных ограничений. Мысль формирует человеческую судьбу. Но мысль, с другой стороны, достигая чистоты сознания, может измениться в трансцендентное сознание. В тот миг, когда наступает смерть, разум способен обрести освобождение. В это время человек может достичь тончайшего уровня сознания, обретая чистоту просветленного ума.
Ментальное тело может быть подвержено различного рода загрязнениям, испытывая при этом неприятные и болезненные ощущения; кроме того оно может быть подчинено многочисленным демоническим существам. В этом случае душа часто теряет возможность достичь просветления и вместо этого постепенно спускается обратно в мир бессознательного.
Проходя в тонкие планы, ментальное тело постепенно освобождается от любого загрязнения, а в конечном итоге даже от "отпечатков памяти". На более высоких стадиях ментальное тело преобразуется в трансцендентное сознание, которое свободно от любого рода загрязнений и не воспринимается обычным человеком. В конечном итоге трансцендентное сознание переходит в тело безграничной духовной потенциальности, в свет.
В "Тибетской Книге Мертвых" большое значение придается свету как символу высшей реальности, из которого исходит все, и который присутствует в нас. В момент смерти пронизанность светом является фундаментальным элементом. Сознание духовного человека становится отождествленным со светом, который сияет в момент смерти; оно воспринимает тождественность между тем светом и его собственной сияющей сущностью. Только самый лучший практикующий может достичь состояния просветления в момент смерти.
Бардо смерти есть инобытие, где все не соответствует земным представлениям. Если человек не осознает свою собственную природу при умирании, он словно погружается в сон без сновидений. Поначалу приходит мгновение угасания сознания, когда прекращаются восемьдесят врожденных состояний понимания.
Момент бессознательности наступает для обычных людей просто как забвение, длящееся большей частью около трех с половиной дней. Спустя это время человек пробуждается с вопросом "что со мной случилось?". Затем он входит в новую реальность — это реальность его собственного бессознательного, которое возникает перед умирающим в незнакомом облике. В таком состоянии человек не понимает, жив он или мертв. В этот период умершего могут преследовать страхи и страдания, страшные видения наследия ушедшей жизни. Возникающие видения могут не являться образами реальности, а быть лишь галлюцинаторными проявлениями, рожденными ментальным состоянием умирающего и его мыслеформ при жизни. Мирные видения являются персонифицированными формами сублимированных человеческих чувств, которые исходят из психического сердечного центра. Эти видения бывают первыми признаками угасания жизни, так как сердечные импульсы предшествуют мозговым импульсам. Вначале радостные и приятные видения вызывают в умирающем божественный трепет. Затем, по мере того, как они преобразуются в видения, порожденные ментальными элементами низшей или животной природы, они ужасают его. Человек пытается убежать от них, но это невозможно, так как те неотделимы от него и будут преследовать его везде.
Мысли человека имеют свою материальную природу и, находясь в его сознании, доминируют в ментальном плане. В связи с этим переживания состояний бардо для каждого будут различны. Поэтому посмертные состояния подобны состоянию во сне, которое является проявлением ментальности спящего. В связи с этим можно предположить, что Бардо тходол основано на разнообразной информации психологического и физиологического опыта человека. День за днем видения бардо изменяются в соответствии с разрушением мыслеформ умершего до тех пор, пока их движущая сила не исчерпает себя. Тогда умерший переходит из посмертного состояния к опыту совершенно нового феномена тонкого плана.
Когда время смерти настанет, каждый покинет этот мир, но он не одинок в этом, потому что никто не имеет власти остаться здесь. Но его внутренний свет будет продолжать существовать, так как он не имеет начала и никогда не умрет! Хочется верить, что переживания людьми посмертного опыта может подтолкнуть науку к более широкому изучению фактов смерти и умирания не отрицая и религиозный опыт по этому вопросу. Быть может та информация, которая имеется в христианстве о посмертном опыте, Тибетская и Египетская "Книги Мертвых", сведения о посмертии в других религиях, рассказы людей, перенесших смерть, станет одной из основных загадок, которая подтолкнет ученых самых разных направлений к развитию нового научного метода, который объединит науку и духовное.

К.ф.н. Царёва Г.И.
Ассоциация "Золотой Век"