Начало | Н.Н. ПЕСТОВ — ЭТАПЫ ЖИЗНИ | ФОТОГРАФИИ | ЖИЗНЬ ДЛЯ ВЕЧНОСТИ | Поиск |
В мире будете иметь скорбь
.
Ин. 16, 33
С начала февраля начались преждевременные отправки на фронт курсантов, что взволновало последних. По Промыслу Божию Коля был оставлен в школе до конца срока учения, хотя почти все прибывшие с ним в школу москвичи были отправлены до окончания (остались трое из 35). Его письмо с этим сообщением начиналось словами: "Мои дорогие. После этой открытки вы должны порадоваться за меня больше, чем после всех 70-ти писем", — и заканчивалось просьбой: "Благодарите Судьбу вместе со мною".
В связи с отправками произошли переформирования, и остатки Колиной роты влили в другую. В связи с этим Коля пишет (письмо от 10 февраля):
В одном из писем Коля пишет: "Я запоем читаю книги, которые беру в библиотеке. Прочел, в числе ерунды, "Севастопольскую Страду" и "Преступление и наказание". Остался в совершенном восторге (раньше читал в хрестоматии в сокращенном варианте). Но библиотека здесь очень бедная". В конце февраля Коля узнает от одной старушки, где расположена церковь. Ему удается тайком сходить туда несколько раз. Как и ранее, по Промыслу Божию, устраивалось так, что других курсантов назначали в наряд, а Коля оставался свободен. Он пишет: "Один я никуда не был назначен, был свободен весь понедельник. До сих пор не могу понять, как это случилось и для чего. Вечером и в воскресенье, и в понедельник ходил к Елоховым (так Коля в письме называл церковь) -никого не было дома. А вообще мне там понравилось — мало народа. К семи часам на улице темно; единственно, что меня выдает — ужин в 7 часов. Собираюсь ходить туда, когда буду явно свободен и без наблюдения..."
"Нас, оставшихся, влили в 14-ю роту. Поскольку все младшие командиры остались, то их и получилось втрое больше, чем надо. Ясно, что не только я, но и старшие сержанты стали рядовыми курсантами. Командиры отделения все из 14-й роты. Они все трудности сейчас сваливают на нас, новичков. За мной закрепили станковый пулемет. Таскать его на себе на занятия, а потом чистить весь вечер — очень мало удовольствия.
Однако такие мрачные перспективы не только не приводят меня в уныние, а вызывают новый прилив бодрости и решительности. После того как я был командиром, я буду опять таскать пулемет и мыть полы — в этом глубокий смысл. Так что я ничуть не огорчен, вы тоже не огорчайтесь, учиться осталось недолго".
В письме от 11 февраля Коля писал: "Вчера вечером уехали на фронт наши друзья; с ними вместе уехали 115 руб. долгу. Бог с ними. Я сначала очень беспокоился, чтобы получить долги (с двоих получил мылом и тетрадками), а потом вспомнил, что сам у одного из них старый должник со времени работы в деревне: он менял свои вещи на молоко, а пили все вместе".
Как видно, Коля умел побеждать свои слабости, и когда его ангел-хранитель подсказывал ему благую мысль: "Вспомни, ты сам ему обязан", — этого было достаточно, чтобы Коля победил искушение и перестал думать о долгах.
Эти посещения значительно ободрили дух Коли. Насколько мог, Коля отмечал всегда у себя церковные праздники и посты. Для этого он просил меня прислать ему специальный "календарик". Так, он пишет в одном письме: "Во вторник, когда нас сменили, все пошли в кино; с полдороги я повернул назад: "4-я неделя" (т.е. крестопоклонная Великого поста). В другом, более раннем письме, от II января, он писал: "Здравствуйте, мои дорогие. Вчера посмотрел в календарик, присланный папой, — скоро наши семейные именины 15 января (память преподобного Серафима Саровского, который особо почитается нашей семьей. — Н.П.). Сердечно всех поздравляю. Передайте мой привет Н.Д. и Е.М. У нас ежедневно 6 часов тактики в поле. Мерзнем, особенно руки и ноги. Но мы здорово закалились, так что это теперь совсем не страшно. Часто бывают ночные занятия: на этой неделе 3 раза по 4 часа. Будьте здоровы. Коля".
Следует заметить, что не всегда Коля имел силу перебороть окружающую его атмосферу, притуплявшую его ум и заглушавшую его природную бодрость и жизнерадостность. Время от времени в его военных письмах проскальзывали грустные нотки. Так, в письме ко мне от 20 марта он пишет: "Папочка, таких писем, как раньше, я писать больше, должно быть, не буду... Впереди фронтовая жизнь. Наши ребята пишут с фронта, что среди них есть уже потери. Написал письмо Сереже и напишу еще маме, очень она меня тронула тем, что так переживает отсутствие писем... У нас с вечера выключают свет. Нет времени подготовиться к зачетам... До свиданья, дорогой Папочка. Твой Коля".
Как-то в письме был затронут вопрос о возможности оставления Коли при училище. К нашему удивлению, Коля не стремился к этому. Он пишет (в письме от 19-го марта): "Остаться преподавателем при училище очень плохо. Заняты они круглые сутки, живут на казарменном положении. И потом, я не хочу "гонять" курсантов так, как "гоняли" нас, а это так уж полагается. Лучше предоставить все Судьбе".
Одно время у Коли появилась надежда съездить в Москву в командировку и он пишет: "Если бы вы походатайствовали бы за меня у Кого следует (т.е. помолились бы), может быть, мне и удалось бы повидаться с вами". В другом письме он пишет мне: "У меня есть возможность съездить в Москву. Только поубедительнее попросите Ник. Чуд. и его друзей.
До свиданья, мой дорогой Папочка. Твой Коля".
Но уже в следующем письме он пишет: "С поездкой в Москву ничего не вышло, — и, как всегда, покорный воле Бога, добавляет — значит, я оказался недостоин".
Так чистая душа Коли не могла мириться с окружавшей его душевной грязью и бурно протестовала и сопротивлялась ей. Не мог он мириться и с тем, что видел опозоренным человека — образ Божий, — и хотел пробудить в окружающих чувство собственного достоинства. Болела душа его за родную Москву. Правда, он с детства жил в совсем иной Москве, чем та, которая его окружала в Военной школе. Эта атеистическая Москва, как видно из описаний Коли, показала себя с очень непривлекательной стороны... В том же письме Коля пишет дальше: Прощай. Коля".
В первых числах апреля Коля прислал большое письмо Сереже с рядом советов на основании собственного жизненного опыта. В письме заметны и некоторые сдвиги в поведении Колюши по отношению к окружающей обстановке. Колюша пишет:
"Здравствуй, дорогой братец.
Вот уже 7 месяцев, как я уехал из дома, и я не думал о том, что за эти 7 месяцев и ты тоже вырос; ты все представлялся мне таким же, каким расстался со мной. И вот как-то в ваших письмах как бы случайно промелькнула фраза, что ты учишься в 9-м классе; я был совсем в недоумении: ведь мой брат уже совсем взрослый юноша. Еще год — и ты студент, а еще год — и ты будешь образованнее меня. И вот мне захотелось кое о чем поговорить с тобой.
У тебя была хорошая привычка все свободное время отдавать чтению. Я тогда очень неодобрительно смотрел на это дело, приравнивая почти всю беллетристику к бульварной литературе, т.е. авантюристической. Сейчас я убедился, что читал слишком мало для своего возраста и образования, зачастую целиком отвергал многих писателей; зато, что я прочел, то уже не забуду; и я часто цитирую, вспоминаю и критикую то, что читал. Правда, я и до сих пор доволен, что не читал Дюма и проч. Часто мои товарищи наперебой вспоминают сцены из "Трех мушкетеров", рассказывая их друг другу. Как мне бывает противно... У нас есть один паренек, Х-ин, который увлекается бульварной литературой, и вот он часто рассказывает ребятам содержание целых глав. Он говорит таким стилем и такими "изысканными" фразами, которые бывают только во французских романах. Можно догадаться, что он читает.
И вот недавно была тревога, выключили свет, и он в темноте рассказывал про всякую дрянь, и все слушали очень внимательно и напряженно. И, когда он кончил, воцарилась тишина: все ждали продолжения. Но продолжать стал я: у меня не хватило терпения молчать. "Слушай-ка, Х-ин, я вот не понимаю, как это могут люди умные и с образованием тратить время на всякую ерунду. Неужели нет другой темы для разговоров, как любовные похождения?" Я не знал, что сказать дальше, и все молчали. Потом кто-то сказал: "Не любо — не слушай". Это был единственный правильный ответ и на мой вопрос, и на общее молчание. Сразу загалдели: "Правильно, кому какое дело" и т.д. Я перекричал всех: "Так я вам ничего и не говорю, мне за Х-на обидно. Учился 10 лет, а чему научился? Где видно, что ты извлек пользу из ученья, а не даром ел хлеб?" Я начинал кипятиться. Шевцов перебил меня: "Ты со своим образованием только воду мутишь". Салов поддержал его: "В самом деле, до сих пор человек ругаться не научился. Ну какое тебе дело до Х-на?" Я совсем разошелся: "А зачем он неправильное мнение о себе создает? Что он, в самом деле такой пошлый человек?!. А еще вот за что обидно — за Москву. Когда мы сюда приехали, каждый лейтенант старался москвичей к себе перетянуть. А кем они оказались? Ш-на с Т-ным выгнали, С-на за воровство в штрафную роту отправили. В новом наборе московскую роту разогнали, потому что хулиганья более половины оказалось. Если вас спросят, кто самые плохие товарищи и самый "недружный" народ, скажете "москвичи". (Реплика: "Точно".) Раньше я гордился, что я москвич, а теперь замалчиваю, потому что такие, как Х-ин, Москву позорят. Или в самом деле наша столица рассадник азиатчины? Потому и горячусь, что это не так".
Тут подали команду "На ужин" и все пошли строиться, но с Х-ным я спорил всю дорогу и в столовой. Начали с того, что он рассказывал, и кончили Маяковским и Шолоховым. Такие споры были у меня и в школе, и в институте".
"Такие случаи, что я шел против общества, случаются все реже и реже. Раньше я хотел повлиять как-то на ребят, но ничего не вышло, и я предпочел больше молчать. Но иногда я разражаюсь такой тирадой. Шел разговор о том, что наша техника отсталая, никогда наши машины не будут лучше заграничных и никогда наши инженеры не научатся работать на импортных машинах, не ломая их. "Как была матушка Россия "медвежатиной", так и останется". "Ложь, — сказал я, — почему вы не зададитесь вопросом, почему это так получается? Из-за вашего собственного наплевательского отношения к образованию. Ведь слово "интеллигенция" — презрительная кличка. В какой-либо другой стране право на образование привело бы к расцвету науки, а у нас что? А еще дело в том, что наши служащие разбились на две группы научных и административных работников: первые работают больше рабочих, а вторые паразитируют". Еще немного говорил я о том, как живут научные работники и как безграмотна администрация...
Некоторые открыто говорят, что "русскому человеку всегда больше всех достается". Снова я взял слово: "И никак судьба русского не научит правильно жить... Если бы не татарское нашествие, русские до сих пор вряд ли объединились бы. И эта война нас уже очень многому научила". А вообще я редко вмешиваюсь в разговоры, только иногда, когда очень уж интересно и никто не может сказать истины. А в остальных случаях я молчу. До того мне все равно, о чем говорят. Да и остались ребята все больше нехорошие. Из славных воронежских ребят, которыми я командовал, не осталось никого. Из 35 москвичей — трое...
Еще хочу сказать тебе: учись как можно лучше, жадно, как губка, впитывай в себя все те знания и сведения, которые тебе преподносят. Они никогда не пропадут, и о времени, потраченном на них, ты никогда не пожалеешь. И потом, под каким бы кислым или сладким соусом не подносилось блюдо, всегда можно разобраться, что оно представляет само по себе. Я хочу сказать, что многое, особенно литература и история, освещаются преподавателями не с той стороны, с какой надо. Но все-таки все факты можно понимать по-своему...
Для меня было бы очень интересно, как ты сам смотришь на мои рассуждения о том, что всякий случай надо рассматривать как указание Бога на твои ошибки. Помнится, я в твои годы уже подметил кое-что. Стоило мне увлечься марками, и мне "не везло" (что называется) по географии. Увлекался Дюма — "срезался" по литературе и т.д. Не кажется ли тебе все это абсурдом? А я знал, что случайностей не бывает. Если я добросовестно учил то, что полагается, то не боялся случайно "срезаться" на экзамене. Если же я учил недобросовестно, я не надеялся, что мне попадется "счастливый билет" и я отвечу. Потому у меня и были задолженности в институте: я возненавидел риск. Я всегда заранее знал, чего заслужил. А если иногда я ошибался, то потом приходил к выводу, что именно так оно и должно было случиться.
Папа писал мне, что не всякое "несчастье" надо рассматривать как указание для исправления ошибки; иногда — как испытание для терпения. А у меня еще не было таких случаев; при желании всегда можно найти за собой провинность. Вот я написал слово "несчастье" и задумался: ведь для меня не существует такого понятия. Эта мысль только сейчас пришла мне в голову, и я ее разовью как-нибудь в другом письме.
Как могла дорасти его юная душа до этого сознания: "несчастий нет"? Такого сознания нет и у многих немолодых, богатых опытом, христиан. Подобное сознание дается лишь при живой вере в Благость Промысла Божия, при непосредственном ощущении Его близости и любви к человеку.
В одном письме своей сестре Коля пишет: "Спасибо тебе за твои частые письма, они меня очень радуют. Я получаю письма почти каждый день. Очень жду, когда с вами увижусь... Через месяц нас выпустят, если только дадут отпуск... ну и огород же я вам вскопаю. "Квантум сатис"* тонны на 3-4... Поменьше обращайте внимания на коллективные огороды и побольше на свой собственный... Как бы я хотел обеспечить вас на будущую зиму. Наташенька, очень благодарен тебе за то, что ты заботишься о мамочке и ведешь все хозяйство. Как у вас с продовольствием?"
____________________________________
*) В переводе с латинского "до сыта".
В другом письме к ней же Коля пишет: В начале весны Коля пишет Лиде Ч. следующее письмо:
"Твое письмо прочел с большим вниманием; почувствовал, о чем ты думала, когда писала. Оно для меня было очень интересным. Наташенька, ты не смущайся проявлением своего возраста — все это естественно человеку. Я раньше удивлялся, почему ты мало обращаешь внимания на себя, не хочешь нравиться. Так вот, все это пришло с запозданием, только в 17 лет, зато и быстрей пройдет. Знаешь, на людей обращают больше внимания тогда, когда они совсем этого не хотят, а их качества сами бросаются в глаза и говорят за себя. И только скромность ведет к истинной сердечной симпатии. Быть веселой не мешает. Некоторые люди умеют создавать радость вокруг себя молчанием и несколькими фразами, но таких единицы. А нам остается искусственная радость — веселость.
Наташа, ты не думай, что все, что мы учим, пропадет зря. Не столь важны знания, сколько тренировка ума при их изучении. От всех тех знаний, что мы "усваиваем", в конце концов останутся лишь несколько практических навыков да способность к быстрому пониманию всего происходящего. И потом, я вижу, что не стоит заглядывать далеко вперед, лучше отдавать все внимание настоящему моменту. Пиши мне такие же письма, буду очень благодарен. Прости, моя дорогая, но время кончается".
"Ответ на твое последнее письмо писал несколько дней: то нет времени, то света, то места в ленкомнате. Понемногу написал страниц 10. Писал с сознанием, что за последние месяцы как-то отупел, забыл все, чем когда-то набивал свою голову, потерял способность правильно излагать свои мысли, говорить литературным языком. И вот, когда я прочел эти десять страниц, я нашел там много нелепостей, непонятных выражений... и, кроме того, подумал: разве тебе все это интересно читать? И, разорвав письмо, начал писать заново.
В самом деле, наша жизнь вовсе не требует упражнений ума. Бывают случаи, когда кое-кто попросит меня рассказать о дифференциальном исчислении; когда мне под руку попадется учебник физики и химии, тогда я с любопытством наблюдаю, как в моей памяти восстанавливаются касательные к кривым; эллиптические формулы, опыты знаменитых ученых и пр. — все то, что оказалось ненужным и было забыто.
Впрочем, я не жалею о том, что забыл: это помогает мне разобраться, что нужно знать и что не нужно. Время — самый справедливый судья, который учит нас отличать хорошее от плохого, полезное от вредного. Время покажет, чего заслуживает Шолохов, Шостакович и Лысенко, которых приравнивают ко Льву Толстому, Моцарту и Мичурину. Очень многое из того, что я раньше считал первостепенно важным, я сейчас считаю никчемным. Я даже благодарю Судьбу за то, что Она научила меня многому такому, чему я в "гражданке" никогда бы не научился, и помогла мне разобраться во многих жизненных вопросах.
Я не завидую тем, кто остался и продолжает учиться. Бросив Энергетический институт, я туда больше не вернусь; я рад тому, что не стал энергетиком. А какую выбрать специальность на будущее — я успею подумать.
Недавно вызывает меня в канцелярию новый лейтенант. Прихожу и докладываю: "Явился", — и пр. Сначала я не мог даже понять, что он мне говорит.
— "Ich habe gehцrt das sie gut deutch sprechen? Ist es wahr?" ("Я слышал, что вы хорошо говорите по-немецки. Правда ли это?")
— "Ganz wahr".("Совершенно верно".) "Wer hat's ihnen gesagt?" ("Кто Вам это сказал?")
Мы разговорились. Все сбежались слушать, как Фриц с Гансом болтают. Конечно, никто не понял, о чем мы говорили: о том, как быстро забывается все выученное в школе и в институте (он был взят с 1-го курса Индустриального института), куда мы пойдем после войны, если только не придется всю жизнь носить шинель. Я разговаривал с ним очень неуверенно, чувствуя недостаток в запасе слов; сказалось и то, что в институте я изучал английский, а немецкий был заброшен в течение целого года. Теперь надо бы им заняться: может быть, скоро пойдем на фронт, там он мне пригодится. А наши отчисленные ребята уже пишут из-под Брянска.
Здесь (в новой роте) командиры более грамотные и культурные. Мне сейчас надо усиленно заниматься, чтобы зарекомендовать себя перед ними, ведь скоро выпуск. Вчера исполнилось ровно 5 месяцев, как мы учимся. Чему мы научились? На что потратили 5 месяцев? Лучше не рассуждать".
Так при всей своей выдержке и оптимизме Коля к этому времени не мог иногда удержаться в письмах от грустных ноток. В первых числах апреля Коля пишет своему двоюродному брату: До свиданья, мой дорогой Папочка.
Твой сын Коля.
"Погода отвратительная, а мы стали повторять тактику. Целый день у нас насквозь мокрые ноги, в ботинках хлюпает, как в болоте. Вечером, раздевшись, кладем портянки под себя, под простыню, больше их негде сушить. Все равно они утром сырые. Вечно мокрые ноги — самое неприятное, хуже плохого начальства.
Кстати, о начальстве. Я уже в третий раз попадаю к новому командиру. Сначала это были мальчишки, на 1-2 года старше меня, а теперь я попал к пожилому человеку с высшим образованием. Он человек совсем невоенный, но именно поэтому "Человек" в полном смысле слова, а не обрубок какой-то. Военная жизнь калечит людей, делает их какими-то однобокими. Чтобы не быть целиком увлеченным ею, надо вносить в жизнь что-то личное, читать и т.д. А это совершенно невозможно в наших условиях. Вот я и жду выпуска как избавления. Хорошо бы попасть в запасной полк, или штаб, или еще куда-нибудь. А еще лучше в Москву, т.е. кем угодно, лишь бы увидеть свою семью. Так хочется услышать живое слово, поговорить по душам. Ведь у меня и здешних-то полутоварищей отняли, отправили всех на фронт. Совсем не с кем поговорить. А начнешь писать письмо ощущаешь какую-то душевную пустоту, вернее, голод, за недостатком душевной пищи. Эта голодовка подсознательно всеми ощущается, и поэтому мы бываем очень рады, когда идем в наряд, в город патрулями, все по очереди смотрят в день три фильма в трех здешних кинотеатрах. Хоть это и "эрзац" на американский лад, но все-таки тема для разговоров. Ты меня извини за такое бестолковое и наспех написанное письмо. Чтобы развить какую-нибудь мысль, надо положить столько же энергии, сколько для того, чтобы переварить вторую часть "Фауста". До того мы отвыкли от рассуждения. Все наши споры вертятся вокруг уставов и наставлений".
В этом письме очень интересно наблюдение Коли как опустошается душа, когда она не питается регулярно свежими идеями, новыми мыслями, когда нет у нее "духовной" пищи. Вот почему Господь говорил, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим" (Мф. 4, 4). В середине апреля Коля писал мне: "Я жалею, что буду младшим лейтенантом, а не лейтенантом только потому, что это значит получать меньшую зарплату, и я вряд ли смогу посылать вам денег, а что еще хуже вы мне будете посылать. О том, чтобы остаться при училище, я и не думаю не потому только, что здесь плохо кормят комсостав, а потому, что новая обстановка научает меня многому из того, чему я еще не научился. Да все равно училище укомплектовано, и из двух выпущенных рот здесь остался один человек.
Я сейчас говорю: "Почему я раньше не ценил своего положения?" — современным я не доволен. Я уверен, что после буду жалеть о том, что не использовал многих возможностей в Ярославском училище, ибо попаду, вне сомнения, в худшие условия — к этому ведет логика моих взглядов. Сегодня я должен сделать то, что от меня зависит: получше подготовиться к экзаменам, а что будет дальше, зависит от Бога. Папочка, ты прав в том отношении, что осенью у меня было более светлое состояние души и я легче переживал все невзгоды. Сейчас у меня от всего остается гнетущее впечатление и на душе тяжело. В 13-й роте было хорошо с молодыми ребятами-провинциалами, у них еще были детские черты. А сейчас половина оставшихся взрослые лет под тридцать. А это значит бесконечная ругань, анекдоты, ночью ходят к своим бабам, днем рассказывают о ночных похождениях. Им ничего не скажешь. Мое образование ставится только в упрек (как и то, что я москвич), правда, отчасти виноват я сам. Думаю, что мое положение облегчится, надо только как следует провести эту последнюю седьмую неделю (Великого поста).
Письмо придет, должно быть, к Празднику. Поздравляю вас. За все ваши заботы обо мне большое спасибо.
Р.S. Папочка, еще раз хочу поблагодарить тебя за твои письма (как и Наташу). Ты не можешь представить себе, как они меня поддерживают. Ведь другой внешней поддержки нет никакой. Очень, очень благодарен".
Характеризуя ту среду, в которой он теперь находился, Колюша пишет в другом письме:
"Еще здесь развито "рукоделие", т.е. я понимаю тут все от карманов до запертых тумбочек и пайка в столовой".
Об окружающей среде Коля пишет и своему товарищу Борису С.: "Чему удивляться, когда имя Штрауса (а о ком же еще говорить?) приводит людей только в недоумение. Для них частушки — "деревенщина", романсы — "интеллигенщина". Чего же они хотят? "Хлеба и зрелищ", как говорили древние римляне. А это требование удовлетворяется у нас по принципу: "Сытое брюхо к ученью глухо", — и развлекаться разрешают лишь по официальным праздникам, остальные воскресенья мы сидим в казармах или работаем". Так к концу Великого поста сгустилась около Коли окружавшая его мрачная атмосфера. Его чистая душа изнывала в этой среде нравственной грязи и греха. Он не любил обычно расстраивать нас чем-либо, предпочитая все перетерпеть самому. Но здесь он уже не может замалчивать более: "От всего гнетущее впечатление, на душе тяжело". Вместе с тем он отдает себе полный отчет в том, что в перспективе еще худшие условия, — "к этому ведет логика моих взглядов".
Так, со ступеньки на ступеньку, вел Господь Колю, все повышая тяжесть пути, страданиями очищая его душу. "Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться" (Откр. 3,18). Так очищалось золото его души.
Приближалось время выпуска. Коля пишет: "Нам осталось учиться всего две недели... Хорошо бы в запасной полк. А самое лучшее в Москву. Как угодно, лишь бы быть поближе к дому. Все в руках у Бога, на Него только и надежда. Хотел бы я получить отпуск в то время, когда надо вскапывать огород. Я бы копал круглые сутки, лишь бы вы зимой были сыты... Сейчас не так холодно, как было зимой, но у нас ноги мерзнут, ботинки и портянки не высыхают уже две недели. Ночью сушу портянки под простыней, но это плохо помогает".
В одном из писем этого периода Коля описывает следующий случай во время занятий в поле с минометом.
"Сейчас совсем тепло, снег почти стаял; мы теперь страдаем от воды и грязи, а не от холода. А ведь как мы закалились! Научились спать на морозе в снегу. Помню, последний раз мы ходили на стрельбище в начале марта. Было градусов 5-10, но сильная вьюга. Место совершенно открытое — чистое поле, ни одного кустика, укрыться от ветра было нельзя.
Я выкопал в сугробе что-то вроде могилы, обложил вокруг кирпичиками из плотного снега; туда провели полевой телефон для корректирования стрельбы из миномета... Заснул с трубкой у щеки,* разбудили меня, когда начали стрелять. Первая мина улетела неизвестно куда: не рассчитали силы ветра. Выстрелили второй раз, и, к своему ужасу, все увидели, как мина медленно поднялась вверх и стала падать. Несколько голосов крикнуло: "Ложись". Все повалились в снег; мина разорвалась в ста метрах. Третью мину миномет не выстрелил.
_________________________________________________
*) Читая эти строки, надо вспомнить, что Коля был убит на фронте при корректировании стрельбы из миномета. Поэтому замечательными являются его упоминания о "могиле" и о том, что он в ней "заснул".
Отвели всех на 300 метров, и трое опытных фронтовиков стали извлекать мину из ствола. Все прошло успешно, хотя это очень опасная операция. Мина, наколовшаяся на капсюль, вылетает из ствола и рвется среди расчета. Что же произошло? В миномет попал снег; после первого выстрела он растаял, вода не дала сгореть до конца пороху второй мины, а третья мина застряла". К этому времени у нас появилась возможность кое-что переслать Коле с одной знакомой. А. А., уехавшей из Москвы в Ярославль. Известие об этом очень обрадовало Колю. Но, по Промыслу Божию, А. А. долго не могла увидеть Колю; его перевели в другую роту, а в старой ей не могли сказать в какую.
В его письмах в это время встречаются такие строки: "По существу, мне ничего не нужно. Военная жизнь такая, что можно жить без копейки денег и с тем имуществом, что на тебе. Когда я сюда приехал, у меня совсем почти что не было вещей..." Однако свое письмо с этими философскими рассуждениями Коля заканчивает словами: "Буду в полном восторге, если получу передачу. Лучше бы на празднике, да можно и так. Здесь порядки такие, что к Елоховым (т.е. в церковь. — Н.П.) не вырвешься".
В следующей открытке Коля пишет: "Позавчера случайно узнал, что А. А. заходила несколько раз и искала меня в 13-й роте. Вчера я раз десять бегал к воротам, но она, наверное, больше не придет. Жаль, я собирался отдать ей теплое белье. По-моему, вы знали, что я теперь в 15-й роте".
Наступила Пасха. Коля, как мог, старался ее отметить в своем быту. Он пишет (в первый день Пасхи, 25-го апреля): "Сегодня разорился на 150 рублей: купил хлеба, булку, блин и яйцо... А. А. больше не заходила, видимо, она уехала. Я каждый день 2-3 раза выхожу за ворота..."
Но Господь, после испытания Колиного терпения, обрадовал его на второй день Пасхи. Коля пишет в письме от 27 апреля: Коля".
"Здравствуйте, мои дорогие!
Вчерашний день был для меня таким интересным, таким прекрасным.
Меня разбудили в 5 часов утра: "К тебе мать приехала". В 5 часов 20 минут я был уже в проходной будке. Там меня ждала А. А. Она принесла мне почти целую буханку (ломтик надо было дать дежурному), два куска ватрушки и крашеное яичко. До 6 часов мы немного побеседовали и договорились встретиться после 2 часов, в 6 часов я вернулся в казарму. В 7 часов завтракали, в 7 часов 30 минут начали сдавать огневую подготовку, в 8 часов я снова был свободен. После обеда я ушел из казармы до ужина в "самоволку". Мы пошли с А.А. к ее ярославским знакомым. Там они организовали чай. Старался есть поменьше, очень усердно угощали. Побеседовал по душам; я впервые говорил откровенно за 7 месяцев и о том, что для меня было интересным. После чая погуляли по ярославским улицам, продолжали нашу беседу. Говорили о том же, о чем я писал вам в своих письмах; все-таки я был очень рад возможности "отвести душу", почувствовать себя не в казарменной обстановке.
Прощаясь, я очень, очень благодарил А. А. за ее внимание ко мне, что она с трудом меня нашла и пр. Пришел в казарму — наши уже поужинали. Чтобы не поднимать шумихи вокруг оставшейся порции (неизвестно чьей) и не выдавать меня, ребята принесли мне ужин в казарму...
Еще раз хочу выразить свое удовлетворение вчерашним днем и беседою с А. А. Очень вам благодарен, что вы это организовали.
Прощайте, крепко вас всех целую.
Начало | Н.Н. ПЕСТОВ — ЭТАПЫ ЖИЗНИ | ФОТОГРАФИИ | ЖИЗНЬ ДЛЯ ВЕЧНОСТИ | Поиск |