БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
152 - другая редакция.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
25 июля 1898. Воронеж
Глубокоуважаемому автору «Призыва» Владимиру Александровичу
Ваш Призыв не найдет, не встретит отзвука. Три дня прославляет Ваше стихотворение: День знания, знания всеобщего, ибо тогда только ночь неведения минует и день ведения настанет, когда все сделается предметом знания и все сделаются познающими. В этом и заключается призыв «к жизни новой дня», вместо нынешней глубокой ночи неведения, мрака невежества*, — это день первый. Второй день, день всеобщего, братского труда на место покоя Субботы или дня бездействия, тогда только настанет, когда силы, в нас и вне нас находящиеся, будут движимы знанием, когда «все» сделается предметом дела братского (общего) всех сынов человеческих. Тогда мы не будем 6-ть дней служить действительно мнимым богам и мнимо, мысленно лишь служить один день (Субботу) Истинному Богу, — это день второй.
День Третий будет днем всеобщего воскрешения, ибо силы слепой природы, движимые теперь мыслию и чувством сынов человеческих (разыщут и соберут рассеянное, воссоздадут разрушенное, оживотворят умершие тела своих отцов), не могут не возвратить жизни отцам.
Таким образом ночь неведения превращается в день просвещения, суббота — день покоя — в день всеобщего труда, а день воскресения Христ<ова> в день всеобщего воскрешения, иначе воскресение Христа было бы днем смерти, умерщвления и победою ада.
Особое стихотворение можно бы посвятить превращению ночи неведения в день просвещения и посвятить его тому, кто может и должен совершить это превращение, точно так же как превращение Покоя Субботы в святое дело воскрешения м<ожет> б<ыть> предметом другого стихотворения, а Радость Воскрешения, радость воскрешающих и воскресающих, предчувствие которой мы имеем в радости матери, в творчестве художника и в нравственном подвиге, может составить предмет 3-го стихотворения.
Труднейшее же из всех трех — первое.
Стихотворение — произведение не Пушкинского пророка, который призывается лишь жечь своими глаголами1. Это же стихотворение призывает к знанию и делу, показывая великую будущность их, о которой еще ни один поэт не говорил.