БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
282.
Н. П. ПЕТЕРСОНУ ИЛИ В. А. КОЖЕВНИКОВУ
1897–1903
Черновое
Если Вы поняли великий образовательный и воспитательный смысл суточн<о->годовых обрядов1, если поняли, к чему они готовят, тогда, конечно, не стали бы превозносить такие неважные вещи, как лучше дать, чем получить, видя в этом полноту христианства. Страстным желанием давать можно оправдать и наживу. А сколько же нужно голодных, холодных, болящих, чтобы иметь удовольствие давать. Если бы даже удовольствие давать не переходило в тщеславие, а боязнь получать в гордость, то и тогда оно (давание и получение) не будет добродетелью, которая есть взаимность*. И эти люди, которые другой радости не знают, кроме давания, осуждают светских людей и барышень, которые находят удовольствие в нарядах и т. п. забавах! Как надо радоваться, что очень многие находят удовольствие в приобретении красивой мебели, экипажей и разных безделушек. Потому что взамен этих радостей можем предложить лишь давание того, чем сами пренебрегаем или от недостатка коего сами страдаем, следовательно, создаем человека, наносящего нам боль, страдание2. Надо понимать, что наше время есть еще пора несовершеннолетия, поэтому осуждать нынешних людей за забавы — это то же самое, что у детей отнимать игрушки. А приписывать добродетели давания большое достоинство — это хуже всякого фарисейства.