БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
42.
Н. П. ПЕТЕРСОНУ
Между 9 сентября и началом октября 1888. Москва
Глубокоуважаемый и дорогой друг Николай Павлович
В то время, как я получал от Вас начальные листы «Вопр[оса] о прич[инах] небратст[ва]» — этого неученого произведения, — у меня были под руками Тезисы докторской диссертации и самая диссертация про-фес[сора] Кар[еева] под названием «Основные вопросы философии Истории»1. И хотя в докторской диссертации и неученом произведении предмет один и тот же, т. е. жизнь человеческого рода, — но для бесстрастного взора философа небратство не составляет глубочайшего извращения жизни нашего рода, а потому и не входит в основные вопросы, и даже, как далее будет видно, противуотеческое движение делается для него руководящею идеею, а небратство — целью. Полное заглавие диссертации: «Основные вопросы фил[ософии] Истории. Критика историософических идей и опыт научной теории историософического прогресса», т. е. критика различных мнений о смысле жизни и попытка создать свое собственное мнение об этом предмете. Чтобы дать понятие о последнем, выписываю вполне определение, которое он [(Кареев)] дает прогрессу, сожалея, что по многословию нельзя сделать из него эпиграфа. «Прогресс, — говорит он, — есть постепенное возвышение уровня человеческого развития. В этом смысле прототипом прогресса является индивидуальное психическое развитие»2 [дальнейший текст представляет собой черновой набросок фрагмента 1 части «Записки» со слов «Прогресс, — говорит один известный профессор» до слов «и вся деятельность человеческая, умственная и физическая, есть проявление этой цели» и 8 примечания к 1 части «Записки» (см. Т. I наст. изд., с. 50–53,
64–66).]