Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


76.

Н. П. ПЕТЕРСОНУ

Между 25 сентября и 30 октября 1893. Москва

Черновое

В день памяти Преп. Сергия послано к Вам предисловие к «сказанию о построении обыденного храма...»1 В этом предисловии заключается, или, лучше сказать, скрыт призыв к празднованию 1-го юбилейного акта2. Предисловие же помещено, или, точнее, погребено в «Чтениях Об<щества> И<стории> и Д<ревностей>»*, в «Чтениях», которые никто, кроме ученых (признающих лишь факты, иногда и идеи и никогда планы, или проекты), не читает, т. е. читают его те, в душах которых умер и Христос, и конечно не воскреснет Сергий с планом его прославления. Издатель сказания4 обещает напечатать в следующем году какой-либо памятник об открытии мощей Пр. Сергия, а в предисловии к нему помянуть все, что было сказано в нынешнем, и указать с особенною силою на то решительное преимущество, которое имеет празднование открытия мощей пред сокрушением о сокрытии их в землю по необходимости лишь физической. Затем повторить призыв к празднованию Пасхи <(т. е. открытия мощей)> Преп. Сергия сооружением храмов просвещения в смысле внутреннего объединения, указав еще на связь просвещения с всеобщею обязательностью защиты отечества, о чем не было упомянуто в нынешнем предисловии**. Лет через 10 или 12, — что будет уже в будущем XX-м веке, — ввиду приближающейся пятисотлетней годовщины открытия мощей Пр. Сергия может быть открыта эта статья, как памятник XIX века***, если, конечно, план, в ней заключающийся, не выступит сам прежде этого срока. Такой путь во всяком случае предпочтительнее распространения чрез газеты. Хуже же всего искать покровительства Л. Н. Толстого, который пользуется действительно большою славою, но славою изобретателя всякого рода парадоксов. Его покровительство гораздо пагубнее всякой вражды. Этот мнимый противник войны есть враг всякого примирения и сеятель вражды.

Что м<ожет> б<ыть> хорошего в этом старании выдвинуться напоказ, да еще при помощи Толстого!

Если бы в статье, скрытой в предисловии к сказанию, ни для кого в настоящее время не нужной, погребенной в нечитаемых «Чтениях», если бы в этой статье была сила, она была бы, конечно, открыта. Но этого-то и нет в призыве к 1-му юбилейному акту, и потому полагаем, что в ней не высказано многого.

* * *

Хотя призыв к празднованию будущего юбилея, как я писал Вам, схоронен был от нечистых взоров фельетонистов, но я сам оказался виновником открытия. Причем был обруган тем же самым С. Слудским, которому Вы прошлого года отвечали...6

В предложении построить храмы-школы во имя Троицы при всех храмах, какому бы святому или празднику ни были они посвящены, он находит какой-то произвол. «Я хочу, — говорит он, — построить Покрову, а вы требуете Троице». Возражение нелепое и несправедливое, ибо никто не запрещает ему строить храм Покрову, а только требуется не забывать Триединого Бога, Который всегда подразумевается. — И выше Покрова, который охраняет чтителей Св. Троицы от стрел поклонников Аллаха, предполагается Триединый Бог, так же как за враждой магометан против христиан скрывает<ся> примирение во имя Триединого Бога, в чем, т. е. в примирении, и выражает<ся> почитание Св. Троицы.