БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
Н. П. ПЕТЕРСОНУ
Конец августа — начало сентября 1894.
Черновое
[начало письма утрачено]
...а требует мира со всеми, больше чем мира требует согласия. Осуждение патриотизма вовсе не есть вставка в какую-то повесть, как Вы полагаете (Беседа досужих людей)1, а целое сочинение, вышедшее за границею и завершающее предшествующее, которое напало глав<ным> образом на войну, а новое говорит о патриотизме как о источнике войны2. В Rev<ue> des d<eux> M<ondes> 1 августа был уже разбор этого нового сочинения Тол<стого>3. После выхода «Не-делания» и до выхода нового сочинения, которое можно назвать антипатриотизмом, Записка могла быть защитою Дела, которое для нее было якобы вопросом, как и не-делание. Теперь же она прямо может и должна быть защитою отеческого дела. Новое сочин<ение> Т<олстого> называется «Христианс<кий> дух и патриотизм», в действительности же это не только антипатриотизм, но и антихристианство. Это сочинение должно не увеличить лишь список сочинений, разбираемых в Записке, а дать полное, коренное объяснение каждому из прежних сочинений Тол<стого>. Таким образом, основною причиною Страшного вопроса будет антипатриотизм или отчуждение от отцов, не-думание обратится в забвение отцов, а не-делание в преступление против них. Пока будет город, будет и голод, а город будет и т. д.