БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
П. П. МИРОНОСИЦКОМУ
Не ранее конца 1894.
Черновое
По непростительной лени и увлечении суетою, я на выраженное Вами желание описать всю Историю построения школы не отвечал тотчас же самою горячею просьбою о скорейшем исполнении Вашего истинно благого желания, благого не для меня только, а для самой Вашей школы, в которой она, т. е. История школы, по моему мнению, должна быть ежегодно прочитываема в годовщину дня основания школы и это прочитывание, б<ыть> м<ожет>, сделало бы праздничный день основания школы поучительнее, образовательнее даже будничных дней учения; благим же это описание, смею думать, будет и для многих и очень многих сел и деревень нашей обширной России, и м<ожет> б<ыть> и не России только — и там, где вовсе не знают, что такое помочи и толоки и какие чудеса эти помочи и толоки при помощи Божией могут производить и производят в нашей, славу Богу, еще не совсем цивилизованной стране. С какою охотою я напечатал бы Вашу Историю школы, а м<ожет> б<ыть>, и перевел на другие европейские языки — на европейские, восточные, к сожалению, не знаю. Эту же Историю построения, помочь и толоку, я представил бы на Рижский съезд в подтверждение вопроса, который назначен между других для обсуждения на этом съезде, вопроса о происхождении обыденных храмов1, и этот ручеек, с которым Вы сравнили Вашу школу, я убежден, обратится в великую реку, пьющие из которой не будут жаждать вовек. Эта История в Вашей школе должна быть раздаваема в виде награды за успехи и особенно тем, которые не только сами успевают, но и другим, мало успешным, облегчают учение — в этом и состоит благонравие — это тоже помочь успешных, т. е. тех, которые получили 5 талантов, приходящих на помочь получившим лишь один талант.
Рассказ о построении школы помочью и толокою, может быть, сделается книжкою, по которой будут учиться читать, ибо из этой истории учащиеся узнавали бы, каким способом Русская [земля] спасала и будет спасать и все [1 слово неразб.], и весь мир.