БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
Н. П. ПЕТЕРСОНУ
15 ноября 1895. Москва
Глубокоуважаемый и дорогой друг Николай Павлович,
Еще раз я вынужден сделать отсрочку отъезда до конца ноября и, надеюсь, уже последнюю...1
Очень сожалею, что не мог сообщить Вам лично к Воронежскому празднику 23-го ноября2 о новом, если не чуде, то о посмертном влиянии Преп. Сергия и святит. Митрофана, обнаруженном — где бы Вы думали? — в чуждой, даже враждебной нам Англии. В письме* митроп. Филарета к Антонию, наместнику Тр<оице->Серг<иевой> Лавры, говорится об англичанке — почитательнице Святых Православной Церкви, — которая видела во сне свв. Сергия и Митрофана. Это было в то время, когда в Англии обнаруживалось некоторое стремление к сближению с Православною Церковью. Англичанка сообщила о своем сновидении одному английскому пастору и возбудила в нем сильное желание ближе познакомиться с Русскою Церковью. Об этом-то пасторе, не называя, к сожалению, его имени, и говорит Митр. Филарет в письме к своему наместнику3. Впрочем, я не теряю надежды узнать имя и пастора, а также имя чтительницы Святых Московского и Воронежского. Сон этот, если смотреть на него как на внушение свыше, имеет очень важное значение**, ибо он показывает, что святые и новой, петровской Руси, и древней одинаково указывают на необходимость сближения с Англиею4, на сближение, конечно, в вере живой, т. е. не в мысли только, но и деле, и деле святом, ибо сближение с Англиею было бы союзом не против какого-либо народа, напр<имер> Германии, а против той всеземной силы, которая м<ожет> б<ыть> названа врагом лишь временным, а другом вечным. Союз этот м<ожет> б<ыть> уже формулирован следующим образом: Союз для борьбы на два фронта — северный (Полярн<ый> хол<од>) и южный (тропич<еская> жара); борьба на два фланга: Восточн<ый> (засуха) и Западный (ливни); атака Центра, кровли мира, пустынно-холод<ного> Памира, как завершение обходных движений не против уже ислама, а против ига тропического зноя... Ополчение против стихий, война с ними не есть что-либо совершенно новое, на нее не обращали только внимания, не делали предметом изучения. Впрочем, Полков<ник> Ч<истяков> обещал напечатать в военной газете приглашение к военной интеллигенции заняться Историею участия войска в деле спасения народа от естественных бедствий, иллюстрировав это приглашение изумительным подвигом военной команды, по собственному почину спасшей Оренбург — как это Вам известно — от взрыва порохового склада5. Желательно было бы, чтобы эта заметка г. Ч<истякова> не только обратила на себя внимание и вызвала изучение о мирном действии войска в прошедшем, но и заставила бы подумать о том, чем может и должно быть войско в этом отношении в будущем. Как только получу ¹№ Инвалида с заметкою Ч<истякова>, поспешу выслать Вам.
Спросите священ<ника> Зверева6 (но письма моего не читайте ему, особенно вторую половину), известно ли ему и вообще в Воронеже вышеуказанное письмо митр<ополита> Филарета о пр. Сергии и св. Митрофане? Оно напечатано в 1877 году в первой части Писем Фил<арета> к Антонию, стр. 297.
Свидетельствую мое глубочайшее почтение Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.
Глубоко уважающий и искр<енне> любящий Н. Федоров
15 ноября
1895
P.S. Спросите также священ<ника> Зверева, принимал ли Воронеж — чтитель святого новой Петровской России — какое-нибудь участие в юбилее святого древней Руси — Преп. Сергия? В вещем же сне инославной иноземки являются соединенными Святые представители древней и новой Руси, как бы предрекая то время, когда не будет вражды между старым и новым, между старообрядцами и православными, западниками и т<ак> н<азываемыми> славянофилами, самим Западом и всею Россиею.
Вспомнил ли кто об этом сне в год юбилея Преп. Сергия?