БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
124.
В. С. СОЛОВЬЕВУ
Осень 1896 — весна 1897. Москва
Черновое
О замене «Воскресных писем» «Воскресным Делом», в котором заключается отрицание Не-делания и всех бесцельных дел. «Воскресные письма» напоминают лицемерное благочестие «Воскресного Чтения» и нечестивое название или признание Воскресения досугом1.
Предполагаемое Вами название Вашему журналу «Воскресные письма» не найдете ли Вы возможным заменить более определенным и более согласным с духом Завета Нового, точнее <его> выражающим названием: «Воскресным делом», ибо мы, вопреки прямому слову Христову: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю», обратили Воскресение в Субботу, в бездействие и в день воскресения осуждаем себя на покой, объявляем, так сказать, себя покойниками, мертвецами*. Те, которые говорят, что дело не в названии, они-то и лишили Слово и смысла, и жизни. Мы же, конечно, должны быть верны названию и говорить о деле, о деле, конечно, общем, отеческом. Социалисты говорят только о сокращении рабочих часов, о 8-и часах работы, не заботясь о достоинстве этой работы, и вовсе не думают о том, чем наполнять 16-и часовую праздность. Что касается суетной работы, производящей ненужные игрушки, то для такой работы не только 8-и часов, а даже и 8-и секунд не следует употреблять. Ограничивать же дело необходимое, спасительное часами и вообще ограничивать <его> было бы безнравственно.
Воскресное Дело и есть исполнение долга воскрешения или дело Воскрешения. В Пасхе ставросимон, в Страстной не неделе, а седмице, 7-и дел, так же как в Пасхе анастасимон2, составляющей один день, предначертана программа Вашей семидневной газеты3. Согласно с этой программою, в первом отделе, соответствующем Понедельнику, должно говорить о всем том, что разрушает, ведет к кончине и род человеческий, и мир4. Это История как факт, от которой нельзя отделять Истории как проект. Когда услышите о войнах и о военных слухах, услышите о распространении воинской повинности, пусть [даже] вся Америка устроит всеобщеобязательную воинскую повинность, смотрите, не ужасайтесь; услышите о изобретении новых разрушительных веществ, превосходящих робуриты и т.п., не ужасайтесь, ибо эти вещества не бросать следует и военные силы не уничтожать, как требуют легкомысленные женщины5 и не женщины только, а употреблять, приспособлять военные силы и орудия на регуляцию, на спасение от голода, язвы... Войны — не конец, а голод, мор, трусы — только начало болезней, против которых нужно употреблять эти силы. Когда же Вам будут говорить, прикрываясь Евангелием и именем Христа: «отказывайтесь от воинской повинности, от плате<жа> податей» и под видом непротивления злу будут стараться поднять сынов от отцов и против стоящего в праотцов место6, тогда уже нельзя не ужасаться, но отчаиваться не следует.
Во 2-м отделе (Вторник) будем говорить о снятии или разрешении противоречия между Божиим и Кесаревым и титулом Божиим и Царским7.
В 3-м отделе чин Среды занимает центральное место: день приготовления к погребению или начало раскрытия смысла погребального обряда8.
Раскрытие смысла погребения и ведет к Евхаристии9, предваряющей самое воскрешение. Следующая за ней Евхаристия вечера Субботы10 есть уже обращение смысла в самое дело. В этом великом отделе и должны быть сосредоточены все наши силы.