БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
138 - другая редакция.
Н. П. ПЕТЕРСОНУ
24 марта 1898. Москва
Глубокоуважаемый Николай Павлович. Приношу Вам мою искреннюю благодарность за скорое исполнение моей просьбы1 и спешу дать ответ на Ваш вопрос о дне отъезда и о поезде. Думаю выехать 29 марта [в] Вербное Воскресение с почтовым поездом2. Получил и другое Ваше письмо с двумя листами статьи «О Храм<ах> Обыден<ных>». В дополнение к сказанному в предыдущих письмах по этому предмету могу прибавить еще следующее. В одном из этих писем Воскресение Христа названо (Иоан. II, 19) обыденным сооружением Им самим Храма своего пречистого тела, а обыденное строение храма, воздвигаемого безденежно для бескровной жертвы, подобного, следовательно, очищенному (Иоан. II, 16) от крови и денег Иерусалимскому храму, можно и должно назвать трехдневным, при чем только и раскрывается глубокий, всехристианский смысл этих обетных храмов. Храм будет трехдневным, если постройка его, вызванная какими-либо бедствиями, страданиями, морами, начнется в Пяток вечера, превратив и Покой Субботы в Труд, подобно Сыну Человеческому, исцелившему расслабленного и воскресившему Лазаря в день покоя*, а освящение храма окончится в полночь дня Воскресения или начало дня избавления от страданий и смерти. Такого значения, такого смысла самим дням строители объединенных храмов по-видимому им не придавали, хотя такое значение и смысл в них заключается, т. е. заключается вся сущность Христианства: Род человеческий, исполняя волю Отца отцев, отождествляясь с Нею, он, страждущий и умирающий, совокупным многоединым трудом, по образу Триединого, достигает бессмертия и святости. Это значение обыден<ных> храмов заслуживает более складного изложения!
Надеюсь лично засвидетельствовать свое почтение на следующей неделе Юлии Владимировне и всему Вашему семейству.
С глубоч<айшим> почтением
готовый к услугам
Н. Федоров
24 марта
1898
P.S. Недавно проф. Янжул читал лекции по вопросу о том, «на что нужны миллионы?» и при этом указал на Румянц<евский> Музей как на нуждающийся в поддержке миллионеров3. Но Музей 3-го Рима, принимая подачки от миллионеров, этим самым будет освящать жажду к миллионам и возводить во святых миллионеров, подобно мормонам. Что хорошо для отживающего учреждения, очень дурно для недозревшего. Музей, желавший построить в один день воскресную Школу-храм4, посвященный образцу единодушия и согласия, Богу собирания всех воедино, построить трудом безденежным, бесплатным, в коем maximum трудового и минимум дарового, такой Музей должен знать иной путь существования. Созидая Воскресную школу-храм, он открывает святую возможность и духовным, и светским заменить еврейскую праздность и языческие оргии трудом бесплатным, т. е. дает высшее освящение добровольности и супралегальности. Приглашая к созиданию обыденного храма, Музей хотел привлечь народ, который отталкивал от себя университет, желавший просветить его мраком неверия. Для наших интеллигентов обыден<ный> храм есть анахронизм, пережиток... Но пока то, что для одних свет, для других мрак, до тех пор просвещение невозможно, т. е. пока не последует примирение духовного и светского...