Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


146.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

10 июля 1898. Воронеж

Глубокоуважаемому Владимиру Александровичу приглашение в Воронеж, со всем, что вывезено Вами с Востока, для обсуждения вопроса о Центральн<ом> Музее.

____________________

Статью о всемирноцентральном Музее нельзя было лучше начать, как указанием на две крайности или противоположности, которые представляет Восток и Запад1, из необходимого и желанного соединения коих и выступает смысл и цель жизни, выражаемая проектируемым Музеем. Но Музей этот не должен быть лишь изучением умерших, а должен <быть> вместе и изучением умерщвляющей силы, т. е. природы, не историко-археологич<еским>, но и естествоиспытательным, — делом регуляции. Проект обращения города, при Храме Божественной Премудрости2, как высшем образце Птоломеевского Искусства, находящегося, в Музей человеческой мудрости, т. е. Коперниканской, как орудие <мудрости> Божественной, есть вместе проект освобождения Царь-Града. Турки превосходно подготовили столицу мира к обращению в Музей. Крепость уничтожили, так что город Константина может быть вооружен орудиями регуляции на место истребительных, т. е. [предполагается] обращение последних в первые, без чего невозможно разоружение. Промышленность и торговля — эти враги Музея — доведены турками до ничтожества, если я не ошибаюсь*. Зато развалины, кладбища, памятники, небрежно хранимые, требуют Музея. Поставить Царьград вне политики — это единственный способ положить начало решению Восточного Вопроса. Нужно лишить город всякой привлекательности для властолюбивых и корыстолюбивых
вожделений и сделать его священным для всех (а священным для всех мо-жет быть только Музей) — чтобы решить вопрос о Константинополе. Центр<альный> Музей и есть то кольцо (Натан-Мудрый Лессинга), которое должно принадлежать достойнейшему, а достойнейший лишь тот, кто не имеет притязания на исключительное обладание3. Центральный Музей будет и вселенским собором, продолжением 7-го вселен<ского> Собора, узаконившего, можно сказать, Музей...4

Остаюсь в надежде скорого приезда Вашего в Воронеж.

Глубокоуважающий Н. Федоров.

10 июля

1898.

Царьград находится между Западом и Востоком, а из соединения Запада и Востока рождается Музей. Когда Запад обращает предмет созерцания Востока в предмет дела, тогда и является Музей. По мере того как Запад будет отказываться от суетного дела, полным выражением которого является Всемирная Выставка, а Восток — от бездействия, полным выражением которого являются кладбища и развалины, т. е. смерть и разрушение, Музей будет расти и весь Царьград обратится в Музей. Рост кладбищ, вызываемый действием Запада (борьбою) и бездействием Востока, вынудит и легкомысленный Запад отказаться от бесцельного Труда, а Восток отказаться от не-делания, и для того и другого явится вопрос о деле или Музее. В своей брошюре Вы все сделали для затемнения вопроса о деле5. В настоящей статье, ограничивая Музей Историею и археологиею, Вы не только отвергаете изучение умерщвляющей силы, но и той силы, которая носит в себе голод, отвергаете не только воскрешение, но и умиротворение путем обращения орудий войны в орудия спасения от голода, что составляет прямую задачу центрального города, и только во имя умиротворения можно говорить о нейтрализации и обращении его в Музей. Но доросла ли Наука до необходимости иметь центр и органы повсеместно? Может ли эта организация держаться без священной цели — воскрешения?