БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
148.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
Между 8 и 12 июля 1898. Воронеж
Черновое
(Храм Софии есть высшее произведение Птоломеевского искусства, а Цареградский [музей] должен бы быть выражением Коперниканской мудрости.)
Вашей брошюре1 следовало бы дать заглавие «Птоломеевское не-делание (созерцание) и Коперниканское небесное дело как замена бесцельного труда или трудов (земных)». Последний, т. е. «бесцельный труд», стоит между Птоломеевским созерцанием мира и Коперниканским воздействием на мир, как переходный момент. По учению Птоломеевскому, и земля — центр мира, и человек — высшее существо на земле, а по Коперниканскому же, земля, столько же хранящая в себе останков поколений разумных существ, сколько во вселенной бездушных распадшихся миров, может сделаться центром, Царьградом, Кремлем, жертвенником вселенной или миров, освобожденных от уз тяготения, одухотворенных и объединенных воскрешенными поколениями, смерть коих была следствием распадения миров. Жизнь на земле, по причине распадения миров, могла проявляться лишь в смене поколений. Сыны умерших отцов или умерших поколений в Коперниканском мировоззрении должны были признать зависимость смерти от распадения миров всей вселенной, как последней причины. Распадение необходимо привело бы к смерти, если бы сия последняя не пришла по причинам случайным, по слепоте естественной силы или, что то же, по бездействию разумной. Те, кои допускают безнравственное и очень ученое учение о возможности бессмертия без воскрешения, т. е. без труда не духовного лишь, не могут признавать этой зависимости смерти на земле от распадения миров вселенной, от слепоты единства, <в котором ныне находятся,> и <от> отсутствия сознательного единства или общения миров, которое может быть лишь следствием воскрешения всех прошедших поколений и объединения ими всех миров. Только объединение миров вселенной чрез воскрешенные поколения будет последним доказательством истинности Коперн<иканской> системы. Очевидно, что следствия Коперниканского переворота еще очень далеки не только от действительного своего завершения, а даже от мысленного их признания. Причину этого непризнания нужно видеть в том, что распавшиеся науки не были соединены в астрономии и философия не была мыслию или сознанием этого соединения. Заповедь Дельфийского демона, этого злого духа, «Познай самого себя» (т. е. только себя) обратила сынов человеческих в блудных сынов и действительное небо и землю — прах отцов — заменила мысленным, отвлеченным. Поклонник отвлеченности, мертвой правды, враг своего отечества, <Сократ> не хотел даже отказаться от обращения сынов Афины в блудных сынов; достойный изгнания из отечества, он, к сожалению, был лишен жизни. Он сузил нравственность. Все знание ограничил разбором дрязг человеческих, тогда как только полное устранение их и замена общим отеческим делом всех сынов и было нужно.
Город, подчинив науку промышленности, небесные науки обратил в земные: так явилась механика искусственная — не небесная, так явилась физика света, теплоты, гроз, отвлеченная от небесных миров, коих она составляет свойства или явления. То же нужно <сказать> о еще более земной науке химии, но есть уже и небесная химия, химия спектрального анализа.
Если село имело бы науку, или если село будет иметь науку, то эта наука будет небесною.