БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
158.
Н. П. ПЕТЕРСОНУ
Между 28 сентября и 3 октября 1898. Москва
Черновое
Я гораздо скорее получил пенсию, чем ответ от Вас на свое письмо1. Не прошло еще двух недель от моего увольнения, как уже пенсия мне была назначена2. Вам, вероятно, так же трудно получить Статью из редакции «Нового Времени» об умиротворении без разоружения3, как мне Статью о самом мирном учреждении Импер<атора> Александра II из редакции «Русск<ого> Архива»4, а между тем, если бы эта статья была напечатана до появления слуха об отобрании из Музея картины Иванова5, то отобрание становилось бы святотатством, оскорблением памяти деда, оскорблением или унижением Москвы, ибо в этой статье картина-икона Иванова названа благословением Московскому Музею. Такое значение дара Императ<ора> Алек<сандра>, высказанное печатно после появления слуха об отобрании, должно казаться искусственным, изобретенным для удержания картины. Отобранием же картины будет положено начало разрушению Музея, бывшего уже в упадке и в опале, так что то, что Музею Московскому должно было принадлежать по всем правам, доставалось Музею Петербургскому, никаких прав на него не имевшему. Разумеем картину Матвеева, купленную для Музея Александра III6. Это отобрание есть медленная казнь, казнь по частям. Удовлетворив один Музей, как отказать другим Музеям, которые предъявят свои требования на приглянувшиеся им редкие предметы у казнимого собрата, не собрата, а отца всех музеев Новой России, и Музей, основанный Царем-Мучеником, станет Музеем-Мучеником.