БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
207.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
22 ноября 1899. Ашхабад
22 ноября 1899
Глубокоуважаемый и дорогой Владимир Александрович
Еще несколько слов о Школах-храмах и их значении.
Присоединяя Школу к Храму, присоединяем к нему (приводим) тех, коим принадлежит Царствие Божие. Храм, присоединяя к себе школу, принимая детей, берет на себя обязанность блюсти их от соблазнов*, сохранять в них детское чувство, т. е. сыновнюю и дочернюю любовь. И самый храм созидает<ся> Богу отцов, Богу Триединому. Говоря, что нужно создать не просто храм, а школу-храм, хотим, конечно, указать на важность заповеди: «Будьте как дети», заповеди основной, краеугольной, ибо не человека (гуманизм), а сына человеческого воспитать и составляет дело школы, цель школы, так как в сыне человеческом соединяется и чистота детского чувства, и зрелость разума, расширяющая детское чувство до любви ко всем отцам, как одному отцу. Легко понять, в чем может состоять высшее выражение любви всех сынов, как одного сына!
Храмы-школы имеют особенную важность для Православия, и именно потому, что они обращают тот недостаток, в коем обыкновенно упрекают Православие, в его преимущество. Православие, говорят, признает в религии лишь внешность, обряд, отвергая мысль, чувство, душу, или — не признавая их нужными. Если бы даже этот упрек был и справедлив, то с присоединением школ к храмам уважение к внешности будет означать, что Православие не довольствуется Догматикою, т. е. религиею лишь в мысли* (идеолатриею), а требует, чтобы Догматика, т. е. Догматическое Богословие, получило полное выражение всеми видами искусств, соединенными в храме, неподвижном или движущемся (в кр<естных> ходах), во внешней и внутренней росписях, во внутреннем пении и во внешней музыке (в звоне), в служб<ах> суточных и годовых, во всем, что может составить предмет Эстетического Богословия, которое имеет величайшее значение как воспитательное средство, приводящее к осуществлению на деле того, что в эстетическом Богословии выражено эстетически, в догматическом — лишь в мысли, а в т<ак> н<азываемом> нравственном Богословии не имеет пока никакого выражения, а потому и названия Богословия эта часть (нравст<венная>) не заслуживает. Эстетика храма требует от сынов человеческих в совокупности такого добра, которое уничтожает зло, т. е. смерть, а не того добра, которое без зла существовать не может. Ни светская, ни духовная Этика не видит величайшей добродетели в том объединении, которое выражается в построении храма в один день. Для Православия же в этом совокупном деянии заключается великое благо, также как в печаловании о розни и гнете, ведущем к осуществлению подобия Триединому, кроется высокое нравственное чувство, ибо Православие есть отрицательно — печалование, а положительно — осуществление Общею Помочью и Толокою Чаемого, таинственно в виде храма и литургии, а явно — во внехрамовой литургии, в воссозидании не подобия, а действительности (лицем к лицу).
Не знаю, будет ли для Вас ясно это очень краткое изложение новой науки о школах-храмах? Свидетельствую глубочайшее почтение Марии Григорьевне, Сергею и Михаилу Михайловичам. Н<иколай> П<авлович> и его семейство Вам кланяются.
Всею душею преданный
Н. Федоров.