Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


208.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

Между 1 и 12 декабря 1899. Ашхабад

Глубокоуважаемый и дорогой Владимир Александрович

Посылая Вам «Введение»1, я полагал, что Вы присоедините его к оставленной у Вас стат<ье> «О всемирной Выставке»*. Напечатанное отдельно, «Введение» представлялось бы нелепою выходкою. Статья же «О всемирной Выставке», к коей можно бы присоединить заметку «О местных школах-выставках», была бы не только уместна, а даже <и> необходима после вставки в статью о храмах обыденных нескольких слов о Школах-Храмах, если, конечно, смысл этих последних показан3. Школы-Храмы, созидаемые сынами человеческими, означают примирение знания с верою или верностью и любовью к Богу отцов, т. е. если вера есть осуществление чаемого, то знание будет средством не опровержения, как теперь, а средством осуществления самим делом чаемого. Предмет же чаяния указан в Симв<оле> Веры.

Школы-Выставки, как созидаемые сынами, забывшими отцов, должны доказать и показать, что нет иного блага, кроме производимого фабрикою. Эти-то блага и будут показаны в школах-выставках для образования, отождествляемого с расширением потребностей, признаваемых в школах-храмах соблазнами. И на местной выставке при школе можно поставить с соответствующею обстановкою на самом видном месте манекен девицы, одетой в материи (гниль), которые вырабатывают фабриканты для соблазна крестьянских баб, словом, разодетой в пух и прах. Фабриканты, конечно, весьма охотно снабдят образцами на платья куклам для школ-выставок. Когда проект повсеместного устройства таких школ, который нужно представить на Парижскую Выставку, будет осуществлен, тогда уже нельзя будет сказать («Вест<ник> Евр<опы>» ¹¹ 8. Стр. 735): «Крестьянские потребности крайне ограничены, обстановка жалка. Духовный мир — узок и беден», — <как> говорит бесстыдный Головачев4, хорошо зная, что этот духовный мир <и> совсем исчезнет (как его уже нет и у Головачева, если не считать уничтожение всего внефабричного за широту воззрения). Духовный мир, конечно, исчезнет, когда дети, согласно с Головачевым, будут думать, что умеренность есть добродетель баранов, и забудут, что неумеренность есть добродетель свиней. Школы-выставки именно назначены для сманивания населения в города, на фабрики. В видах пояснения выставки, нужно осмеять привязанность к праху отцов. Сказать что-нибудь вроде «глупой луны на глупом небосклоне»5 тем, которые еще видят в небе Бога и души отцов.

Свидетельствую мое глубочайшее почтение Марии Григорьевне, Сергею и Михаилу Михайловичам.

Искренне преданный Н. Федоров.

Ваше обещание приехать весною очень меня обрадовало, но до весны так долго...

Янчуку не отдавать, а только показать или дать только для прочтения6. Редакция «Туркест<анских> Вед<омостей>» не выслала ни одного экземпляра, хотя послано на 50 коп.7

Н. Федоров.