Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


212.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

11 января 1900. Ашхабад

Дорогой и глубокоуважаемый Владимир Александрович

Новый юбилей Р<ождества> Х<ристова>, или вступление христианства в XX-й век, после критического XIX века, когда Христос вновь был предан суду и поруганию от новых иудеев и новых язычников, которые хотели лишить Его не только сана Сына Божия, но и Сына Человеческого, помазанника, оставляя Ему лишь имя Иисуса1, забывая, что слово «Иисус» значит Спаситель от греха как причины смерти, следовательно, значит Воскреситель (в этом слове все Его дело, и жизнь, и смерть, от первой проповеди (Иоан. II, 19-22; XI, 46-53; Матф. XXVI, 61, XXVII, 40)). После унижений, которые далеко превзошли все, что сделано было и простодушным Пилатом, и злым Каиафою, в новом юбилее Христос должен явиться пред новым веком в еще большей славе и мощи. Нужно, мне кажется, было указать на то, что до сих пор замалчивалось. Мнимое протестантское спасение (т. е. спасение лишь мыслию) и недействительное католическое (т. е. спасение делами, ничего в себе спасительного не заключающими) нужно отнести к несовершеннолетним формам христианства. Юбилей XX века должен быть призывом к Вере как делу самого осуществления чаемого. Разве в заповеди собирания (научите, крестяще)* всех народов, т. е. всех живущих, во главе коего стоял сам первенец от мертвых, могла быть другая цель, кроме довершения воскресения, когда и само крещение было лишь символом воскресения? Ввиду таких интересов я позволил себе сделать замечание на Ваши эпиграфы3, что вовсе не значит, чтобы я не ценил Ваш труд и не был глубоко благодарен Вам за него. Если же еще принять во внимание, что XIX век покрыл всю землю сетью сообщений, ввел почти всюду общую воинскую повинность, то задачею XX века будет вопрос об едином общем деле (если взаимное истребление и всемирную войну не считать таким делом), которое могло бы соединить всех и землю, как одно целое, поставить предметом этого дела.

Москва, конечно, и не думает о юбилее Р<ождества> Х<ристова>. Она, как слышно, задумала ознаменовать канун 19-и векового юбилея Р<ождества> Х<ристова> копиею Парижской Выставки4, как бы вывескою, рекламою, считая за честь быть и самой лишь копиею Парижа. Благодаря этому обстоятельству статья о выставке была бы своевременна, если бы она не была вообще анахронизмом или, как Вы говорите, Диатрибою из веков невежества5. Статья была бы уже потому полезна, что напомнила бы христолюбивой Москве о забытом ею 19-и вековом юбилее.

На Ваш вопрос, когда и кем было составлено расписание Еванг<елий> и Посл<аний>6, здесь (в Асхабаде) я не могу дать ответа; притом и самый вопрос мне не совсем понятен. Есть, как известно, Евангелия и Апостол, расположенные по чтениям, которые появились очень давно. Наши первоучители переводили на славянс<кий> язык Евангелие апракос7. Просмотрите сочинение Мансветова о типике8, хотя прямого ответа на Ваш вопрос там не найдете. Очень сожалею, что не могу дать удовлетворительного ответа.

Напишите, пожалуйста, возвратил ли Вам Н. А. Янчук статью о съездах в «Туркестан<ских> Ведомостях» и чтоî сказал? 9 Не можете ли Вы прислать, если у Вас есть, хорошую карту Туркестана и прилегающих земель Персии и Индии. Поздравляю с Новым годом Вас, Марию Григорьевну, Сергея и Михаила Михайловичей.

1900. Янв<аря> 11

Преданный Вам Н. Федоров.

Юл<ия> Влад<имировна> и Ник<олай> Пав<лович> Вам кланяются и поздравляют всех.