Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
IV ПИСЬМА  
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


228.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

7 июня 1900. Подольск

Глубокоуважаемый и дорогой Владимир Александрович.

Чрезвычайно благодарен Вам за Ваши письма1 и особенно за обещание приехать двумя днями даже ранее назначенного Вами времени2.

Мы здесь живем решительно вопреки Календ<арю> Демчинского, но тем не менее мысль заменить гражданский, искусственный календарь естественным есть мысль совершенно верная3. Эта замена мне кажется так же глубоко истинною, как замена отвлеченного понятия человек сыном человеческим, или — точнее — сыном умерших отцов. Как только последнее стало на место первого, так для меня «все исполнилось света, и небо и земля и преисподняя». Вопрос, что делать сынам умерших отцов, как единокровным осиротевшим братьям, стал для меня яснее дня, светлее Солнца. Становясь на точку зрения неверующих, разве мы не должны сказать, что сама природа в нас, живущих, сознала свой долг к умершим, как только искусственное «человек» заменилось «сыном умерших отцов», т. е., рождающая смертное, стала она (т. е. неразумная природа, превратившись в разумную) воссозидающею бессмертное.

Очень признателен Вам за присылку стихотворения4 и за две вырезки, особенно за ту, в которой говорится о Китае. Меня не то удивляет, что мы поддерживаем в Китае британских, франко-бельгийских* и вообще европейских кулаков против китайских крестьян5, не имеющих никаких орудий, кроме рук, против переусовершенствованного оружия; я опасаюсь, как бы мы не двинули корпус или два в Африку в помощь британским или иоганисбургским кулакам для истребления боэров, т. е. пастухов и крестьян6. Англичане еще очень великодушны. Пошли они нам приказ явиться на помощь в Африку, разве мы осмелились <бы> не исполнить приказа? Разве мы ослушались приказаний Дизраэли и Бисмарка явиться на суд в Берлин!7 Теперь мы идем наказывать сынов за почитание отцов! Травлю отцов, которою мы занимаемся с окончания Крымской войны, хотим распространить за пределы России. Если под «прогрессом» разуметь сознание младшими своего превосходства над старшими, живущими — над умершими, сынами — над отцами*, то мы далеко ушли в деле прогресса: мы твердо уверены, что раб выше своего Господина, посланник выше пославшего, ученик выше учителя, а студент выше всех профессоров. Прежде правительство наказывало студентов, предполагая в них любознательность, временным закрытием Университетов. Теперь же студенты требуют себе права под видом забастовок закрывать Университеты8, с гордостью доказывая, что такою болезнью, как любознательность, они вовсе не страдают. Война с китайцами, если она продлится, очень м<ожет> б<ыть>, выдвинет вопрос о хамитизме и заставит сознаться в том, что хамитизм не такая еще великая добродетель, как европейцы предполагают.

Если Вас интересуют китайские дела, то обратите внимание на следующие два новые издания: 1. Подроб<ная> карта действий «Большого Кулака» в Китае. Ц. 30 коп. 2. Карта сфер влияния Евр<опейских> госуд<арств> в Китае. Ц. 30 коп. Приобретать их не стоит, а взглянуть не мешает.

Когда Вы будете в Москве и если у Вас будет много времени, и если притом будете близко к той библиотеке, в которой берете книги, то нельзя ли будет взять тот ¹№ России или Руси (газеты, издаваемой, по-видимому, при жур<нале> «Неделя»), в котором помещено Вл. Соловьевым Предисловие к его статье «Под пальмами»9. Впрочем, это не важно. Демчинский сделал в Геогр<афическом> общ<естве> новое предложение: исправить наш календарь без всякой ломки, отбросив високосные дни10 (предложение это не новое). Но отбрасывая високосные дни, не должны ли мы праздновать Пасху не в воскресные дни? Во вторник жду Вас.

Искренно преданный Вам

Н. Федоров.

7 июня

1900

Марии Григорьевне и всем Вашим свидетельствую мое глубочайшее почтение.