Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
IV ПИСЬМА  
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


229.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

23 июня 1900. Подольск

Глубокоуважаемый и дорогой

Владимир Александрович

Премного благодарен Вам за посещение Подольска. Очень отрадное впечатление оставила по себе и поездка в Дубровицы1. Жаль только, что пребывание Ваше в Подольске не могло быть продолжительнее. Впрочем, как бы оно ни было продолжительно, все-таки казалось бы коротким, особенно для того, чтобы надлежащим образом поставить 12 вопросов2.

Нижеследующие строки можно считать введением к этим 12 вопросам. Нам, т. е. России, предстоит страшное испытание: отказаться ли от дружбы с французами*, мечтающими при помощи России отхватить чуть не пол-Китая, или же сделаться предателями Китая4. Сама История ставит нам вопрос: признать ли себя европейцами и задушить вместе с ними старейшее Царство земли — Китай, или же отказаться от гнусного, опозоренного имени европейцев и американцев** и положить предел расхищению Китая. Самим не брать и другим не давать***. Никогда еще Россия и весь мир не переживали такого кризиса. Отказаться от европейства — значит признать несостоятельность Цивилизации и Культуры. Замечательно, что в каждом из 12-ти вопросов Записки, составленной в Подольске9, говорится об европейском, т. е. о том, что теперь есть**** и что не должно быть, и о не-европейском, т. е. о том, что должно быть и чего теперь нет. В 3-м вопросе «О двух отношениях разумн<ых> существ к неразумной силе, о подчинении ей и управлении ею», в культуре и выражается подчинение, рабская покорность разумного существа слепой, умерщвляющей силе, ибо культура есть уродование самих себя, животных, растений, вообще природы, приводящее к вырождению и вымиранию, истощению. Культура, цивилизация, эксплуатация суть самоубийство, взаимное убийство и обессиление внешней природы вместо регуляции. Этого возвышенного дела нынешняя подлая Европа, привыкшая к эксплуатации и утилизации, не поймет.

Вам бы следовало написать для Шереметьева10 о Самодержавии, как оно было и как оно должно быть. Замечательно, что наш фарисей — Толстой к Евангелию обращался с вопросом, позволительно ли платить подати, и мы можем сравнить ответ Сына Божия и сына дьявола11. Судя по противоположности ответов, какое другое имя можно дать нашему лицемеру12. В 12-м вопросе о конституции говорится очень мало и очень мягко. Конституция не есть лишь выражение несовершеннолетия, т. е. выбора себе дядек, или открытое признание своей незрелости, она, Конституция, есть глубокое народоразвращающее средство... Разрушение золотых копей — вот единственная угроза, которую понимает Европа, и буры даже не решились для спасения отечества коснуться этой единственной святыни, которую признает Европа13. Китайцам грозят разрушением могил!14 Глупость ли это, как думают европейцы, а следовательно, и русские интеллигенты? Точно ли Золото — святыня, а прах предков — дерьмо? Это вопрос, который, как мне кажется, и будет решаться в Китае. Из этого вопроса можно бы сделать эпиграф ко всем 12-ти Пасхальным вопросам15. Записку о эпиграфах, плохо составленную, еще хуже переписанную, я не решаюсь послать, а оставляю до Вашего приезда в Подольск16. Письмо это написано уже давно. Пробовал переписать, вышло еще хуже. Искренно, всею душею предан<ный> Н. Федоров.

Марии Григорьевне и всем Вашим свидетельствую мое глубочайшее почтение.

23 июня

1900.