Начало

БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
IV ПИСЬМА  
  I    II   III     IV – ПИСЬМА  1873 4 5 6 8 9 1880 2 4 7 8 9 1890 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1900 1 2 1903 ? X  


233 - другая редакция.

В. А. КОЖЕВНИКОВУ

3 августа 1900. Подольск

Письмо это, недостойное и невозможное для Соборного чтения, нужно читать келейно. Только ради Юбилея я решился послать сие нелепое послание. Еще лучше отложить чтение до личного свидания, прочитав лишь первые и последние строки1.

Глубокоуважаемому и дорогому автору «Призыва» к двухлетней годовщине напечатания этого стихотворения 6-го августа 1898 г.2 (Призыв к переходу от критики осуждения и отрицания к труду искупления и воссозидания.)

Очень благодарен за присылку справок и особенно премного признателен за присылку схем и Zodiacus Vitae3. В этом последнем, мне кажется, нужно сделать вставку, которая есть в схемах и которой нет в Зодии. Это будет 3-я строка, которая выразит словами то, что в рисунке изображено чертами. Сказать это можно очень кратко: под I–III Призыв* к соединению (к собору, к конференции союза?); под IV–VII Проект соединения всех способностей всех людей; под VIII–X в деле знания и искусства, но не таких, каковы они теперь (т. е. знание без дела и искусство как творение мертвых подобий), объединенных в религии как Пасхе воскрешения. Под XI–XII Исполнение проекта, т. е. признав несовершеннолетие, заменить ребяческую (нынешнюю) свободу долгом, воинскою и податною повинностями, кои под руководством стоящего в отцов место должны превратиться из обязательных в добровольные, а орудия истребления в орудия возвращения жизни, что у Вас и изображено в центре (могилы двух Адамов4). Мне кажется, что для понимания всех 12-и вопросов и к заглавию нужно бы сделать следующую прибавку. Богатство ли истинное добро, а бедность — коренное зло или Жизнь есть благо, а смерть — зло (конечно, жизнь без смерти есть благо) и в чем потому состоит наше дело и долг, цель? В обогащении ли всех или в возвращении всем жизни, которая, как приобретенная трудом (воссозданная), будет неотъемлема, т. е. бессмертна.

Хотя «Призыв», по-видимому, касается первого лишь вопроса (о богатстве и бедности и вопр<оса> <о> жизни и смерти), на самом же деле вопр<ос> о богат<стве> и бедн<ости> входит во все 11-ть вопросов в первую их половину, и воп<рос> о жизни и смерти — во вторую половину всех же 11-и вопросов*. И хотя обращается призыв, по-видимому, только к неверующим и верующим, но под неверующими нужно разуметь и философов-критиков и философов чувства, моралистов и т. д., как это и обозначено в надписании каждого вопроса, а под верующими — людей всех религий, как живых, т. е. народных, так и мертвых, т. е. ученых (вроде рел<игии> Толстого), хотя об этом и не сказано. Таким образом, если бы призыв был услышан, то мы имели бы собор, конференцию, хотя и не мира (что невозможно), а союза для дела, касающегося всех людей без исключения и всего, что есть в каждом человеке и самого общего и самого личного. «Призыв» обращается ко всем ученым светским и духовным, военным и гражданским, желая все сословие ученых обратить в комиссию, которая построила бы знание на всеобщем объединении, а не <на> сословном начале, как теперь, сделала бы знание (не популярное, конечно) принадлежностью всех разумных существ. — Как Вы полагаете, можно ли в Zodia<cus> Vitae показать участие всех групп людей в общем деле возвращения жизни?** В средневековых изображениях т<ак> н<азываемой> Литургии Ангелов можно, мне кажется, видеть образец для таких наглядных чертежей7. У Дидрона в I-ом том<е> Annal<es> Arché<ologiques> в статье Ledoux8 можно видеть такое изображение: На наружном круге знаки зодиака, а под ними, в следующем кругу работы, свойственные этим месяцам... в центре Христос, а в ближних кругах 12-ть пророков, предсказывающих, и 12 Апостолов, составляющих Символ веры (Собор?), 24 старца вместе с творцом Апокалипсиса, вероятно, благодарят Бога за то, что их пророческие угрозы не исполнились. Применяясь к 12-и вопр<осам>, в первом кругу можно поместить Социалистов, социологов, которые в настоящее время уподобились средневековым схоластикам, ибо одни из них считают общество только словом (номиналисты) и признают лишь личности действительными, а другие наоборот. Не очевидно ли, что пока личность смертна и пока общество не будет согласием в общем деле возвращения жизни, до тех пор и общество будет пустым словом, и личность не может быть признана действительностью, и социологи всегда останутся несовершеннолетними школьниками, схоластиками, а потому и нужно будет обратиться от социальн<ого> вопроса к естественному. Или в Вашем «Zod<iacus> Vit<ae>», подписав под каждым из XII отделов тех, коим они посвящены (т. е. Социалист<ов>, верующих, неверующих, философов), новую строку от слова Призыв начинаем между XII и I и ведем под всеми отделами, как бы приглашая все группы, и вводим их под XII и I отделами в центральный круг как место Собора, где 12 групп соединяются в 2-е, Историков и астрономов, — это самая простейшая классификация знаний, которая облегчает вопр<ос> о соединении. История — наука обо всех поколениях умерших, Астрономия — о средствах жизни и поприще жизни, <о> всей вселенной. Нужен Новый призыв: оставив ссоры из-за вещей (богатства), соединиться против общего врага — смерти. Уже одно только соединение будет счастием.

Утруждая чтением такого неудобочитаемого письма, прошу снисхождения. Свидетельствую мое глубочайшее почтение Марии Григорьевне и всем Вашим.

Искренно и сердечно преданный Н. Федоров.

3 августа 1900.