БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
237.
Н. Я. ПЯСКОВСКОМУ
31 марта — первая половина апреля 1901. Москва
Черновое
Христос Воскресе, смерть поправый
и жизнь всем даровавый.
Первый тропарь и отцов Воскресение.
Ни в заглавии, ни в программе нет имени Христа, а потому в вопросе, как мыслил Соловьев о воскресении, под словом «воскресение» нужно было разуметь воскресение вообще, иначе было бы сказано: «Как мыслил В. Сол<овьев> о воскресении Христа?» Если бы Вы даже указали на близость Вашей лекции по времени к празднику Воскр<есения> Христ<ов>а, то <все же> нужно сказать, что Воскресение Христово нельзя отделять от всеобщ<его> воскресения, как это и выражено в тропаре праздника, поставленном в эпиграфе, который служит и завершением, отпустом, что и Вы отчасти признаете, тем не менее считая <себя> вправе говорить лишь о воскресении <Христа>, хотя в заглавии, как сказано, такого выделения нет.
Вы хотите отвечать по рубрикам и умалчиваете о первом, о второстепенности страха за свое существование пред страхом за всех, т. е. любовью.
Сказать, что Цель жизни есть лишь часть будто бы «более общего понятия» «смысла», — это все равно, что сказать, что Воля входит в общее понятие разума, дело составляет часть мысли. Мы говорим не о целесообразности, уже существующей в мире, а о целесообразности, которую должно внести разумное существо в неразумную природу, в силу рождающую и умерщвляющую, обратив ее в воссозидающую, как исполнение воли Божией.
Не слышавши еще Вашей лекции, как мы могли понять, что Вы говорите о воскресении Христа, когда слова «Христос», как уже сказано, нет ни в программе, ни в заглавии. Что же касается проективного, то уже одна постановка его между субъективным и объективным показывает, что не в инженерном и не <в> архитектурном смысле употребляется это слово, если под ним не разуметь созидание храма или дома, и не творение мертвых подобий, а воссозидание не путем рождения, как это теперь, а путем знания и дела всеобщего.
Термины субъективный и объективный — термины сословные, термины посвятивших себя исключительно знанию и не понимающих, к сожалению, действия, т. е. полу-людей, или, точнее, термины «суб<ъективный>» и «объектив<ный>» относятся к несовершеннолетию человеч<еского> рода. Вся философия, как мысль без дела, есть лишь схоластика, отживающая наука, еще не вышедшая из школы. Термин «проективный» есть уже выход к совершеннолетию, т. е. люди, точнее сыны человеческие, будут совершителями проекта, проекта естественного для сынов человеческих: возвращения жизни отцам.
Мы полагали, что Вы не равнодушны к болезням нашего века и особенно нашего отечества, болезни, поражающей самые источники жизни, болезни, хотя и называющейся ребяческою революциею, но которая может сделаться смертоносною, а желательно, чтобы эта болезнь была не к смерти, а к славе Божией, как болезнь Лазаря. Так мы и полагали, прочитав Вашу программу как указание на дело, пред которым и социализм, и анархизм, <даже> и не ребяческий, является несовершеннолетним.