БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
240.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
8 июня 1901. Подольск
Глубокоуважаемый Владимир Александрович
Обратили ли Вы внимание на нелепые споры о национальной школе?1 Вопрос этот был так просто разрешен еще в начале 90 годов в журнале «Наука и Жизнь» в статейке, которая начинается эпиграфом: «Нынешняя наука есть вывод из наблюдений, сделан<ных> кой-где, кой-когда...»2 В этой статье говорится о такой школе, которая соединяет распространение просвещения с расширением самого знания, наглядное преподавание — с наблюдениями, обучение с исследованиями, учебные учреждения с учеными, средние, напр<имер>, школы с архивн<ыми> комиссиями, статистич<ескими> комит<етами> и т. д. А как назвать школу, которая изучает свою землю, свое небо, свой народ? Такая школа, конечно, будет национальна, но она столько же будет национальна для России, как и для Германии и для Китая3. Нет сомнения, вышеозначенный эпиграф — Вы, конечно, его помните — предполагает всех сделать познающими и — что особенно важно — не отвлекая их ни от места, [ни от] звания, а даже поощряя движение не вверх, а вниз, не к центрам... Как же назвать науку, которая хочет всех сделать познающими, если нынешнюю (сословную) мы не имеем права называть русскою, а должны назвать немецкою?4 Далее в той же статье говорится о Каразинском аппарате, которым полагается начало регуляции метеорических явлений. Если физике, ограничивающейся опытами в физических кабинетах и в большем виде на фабриках, по справедливости следует дать название западной, то какою назвать физику, которая слепую силу природы желает обратить в управляемую разумом?
Мне кажется, «Новое Время» было бы очень довольно, если бы ему послать эту статью «Науки и Жизни» «К вопр<осу> о памят<нике> Каразину»5. Над письмом же к этой статье можно бы поставить следующий эпиграф: «На таких Фуссах Россия недалеко уйдет» — надпись, кем-то сделанная на деле о Каразинском аппарате, отвергнутом нашими немецкими академиками и особенно Фуссом6. А самое письмо начать так: «100 лет тому назад, в самом начале прошлого века, Каразин, известный как основатель Харьков<ского> Универ<ситета> и не известный как действительный основатель Мин<истерства> Нар<одного> Просвещ<ения>, предлагал устроить Школу, которая поистине заслуживала названия Национальной7, хотя он и не называл ее таким громким именем». Сюда бы можно присоединить рукописную статью о Архивах и землячествах8. «Новое Время» не боится говорить об них.
Сегодня прочитал в «Н<овом> В<ремени>»: Дочь, а не сын дадеся нам и нарекли ей имя Воскресение9.
Свидетельствую мое глубочайшее почтение Марии Григорьевне и Анне Васильевне10.
Преданный всею душею Н. Федоров.
P.S. Петерсон в своем письме11 занимается, как сердцеведец, толкованием простой уплаты с моей стороны долга12, не соблюдая даже эпистолярных приличий.
8 июня 1901.
Прочитав сочинение Мережковского о Толстом и Достоевском, я вижу, что ему неизвестно письмо Достоевского о долге воскресения, если не будет во второй части13.