БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
251.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
18 декабря 1901. Москва
Глубокоуважаемый и дорогой
Владимир Александрович.
Вот пять принципиальных вопросов, которые следовало бы предложить (наглой) слепой поклоннице немецкого философа (Ницше)1, не дерзающего даже коснуться страшного суеверия и предрассудка, в коем коснеют философы, и даже благоговеющего пред этим предрассудком — бессилие разумных существ против слепой силы природы. Потомок многих пасторов2, он перенес безусловное обожание к Богу — что совершенно понятно — на слепую силу.
1) Amor fati или Odium fati3, т. е. любовь или ненависть к силе слепой, умерщвляющей, в вечном могуществе которой он не допускает сомнения?***
2) Wille zur Macht5 т. е. властвование над себе подобными или соединение с ними со всеми в общем Odium, в общей ненависти к бездушной смертоносной силе.
— Почему (Ваш) покорный глупости философ хочет внушить разумным существам любовь к самому постыдному рабству пред неразумною, бесчувственною силою, а над разумными существами требует еще более позорного господства, лишая их воли, слепой же силе приписывает волю?
3) Слепо подчиняясь своему идолу, неужели она [(поклонница Ницше)] не замечает, что сила, к которой он старается внушить любовь, есть та самая, которая в нас всех познала свое несовершенство, т. е. что она, рождая сынов, по своей слепоте умерщвляет отцов. Что требуется таким сознанием величайшего зла, не понимают только философы, потому что философия* есть принадлежность младенчествующего человечества.
4) Причисляет ли она себя к удачным произведениям природы, т. е. к сверхчеловекам, и хочет господства над нами или считает себя неудачным и желает рабства, забывая, что истинная нравственность требует: не быть ни барином, ни лакеем, а быть сынами, быть братством сынов в исполнении долга к отцам, союзом разумных существ против неразумной силы.
5) Почему она не последует совету своего наставника, бросить его, чтобы найти себя, и очень может быть, что в ее душе не найдется того аристократического лакейства, коим страдал во всю жизнь ее жалкий учитель?
Итак, кратко: Господство ли над людьми и рабство пред слепою силою или наоборот?
Еще один вопрос. Что лучше — миллионы ли возвратов жизни и столько же смертей или один возврат** как результат перехода природы чрез всех нас от бессознательного бытия (и от опьянения) в сознательное и трезвое, если человек не случайный выродок и появление разума есть новая стадия мировой жизни.
Правда, это учение есть то самое, которое недавно знакомый Вам художник7 разгромил, получив молот у самого Ницше, — его великий преемник и которого Вы удостоились слышать, прежде чем он явился мирови.
В заключение надо сказать, что даже его [(Ницше)] сестра8, несмотря на всю любовь и глубочайшую привязанность к нему, оставляла его на целые годы, потому что не могла согласиться с его, конечно омерзительными для такой души, как ее, воззрениями. Учение Ницше имеет значение как совершенная противоположность тому, что должно быть, и также потому, что открыло миру такую, не часто встречающуюся женщину — истинную дочь человеческую. В сестре, а не в брате нужно было найти поклоннице злого учения [образец.]
18 декабря
1901