«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова глазами читателей XXI века (семинар медленного чтения) — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «__NOTOC__ {{Без заголовка}} {{начало блока}} <div class="main-event"> <div class="main-pict">Файл:Idealny-bibiotekar.jpg|Катало…»)
 
(не показана 31 промежуточная версия этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
{{начало блока}}
 
{{начало блока}}
 
<div class="main-event">
 
<div class="main-event">
<div class="main-pict">[[Файл:Idealny-bibiotekar.jpg|Каталожная отдела рукописей РГБ (бывш. Румянцевский музей)]]</div>
+
<div class="main-pict">[[Файл:Mks-kniga.jpg|Книга на борту Международной космической станцц, 2011 г.]]</div>
 +
<!--[[Файл:Eugene-Katzman-Kalyazinsky-Lace.-1928.-State-Tretyakov-Gallery.jpg|СЕвгений Кацман (1890-1976). Калязинские кружевницы, 1928]]-->
 
<div class="main-text" style="padding: 20px; text-align: center;">
 
<div class="main-text" style="padding: 20px; text-align: center;">
 
<h2 class="section-header" style="border-bottom: 0;">
 
<h2 class="section-header" style="border-bottom: 0;">
Семинар медленного чтения<br>«Философия общего дела»<br>Н.Ф. Федорова<br>глазами читателей XXI века  
+
Семинар медленного чтения<br><br>'''«Философия общего дела»'''<br>'''Н.Ф. Федорова<br>глазами читателей XXI века'''
 
</h2>
 
</h2>
 
</div><!--[[Анонсы|<i class="fas fa-angle-double-right"></i>]]-->{{конец блока}}
 
</div><!--[[Анонсы|<i class="fas fa-angle-double-right"></i>]]-->{{конец блока}}
Строка 11: Строка 12:
 
<!--<div class="section-1-2">-->
 
<!--<div class="section-1-2">-->
 
<div class="section-full">
 
<div class="section-full">
Автор статьи «Идеальный библиотекарь Николай Федорович Федоров», А.А. Гинкен называл его героем и подвижником в области книговедения. Федоров стал инициатором новых форм ведения книжного дела, первым составил систематический каталог книг Румянцевского музея. Многие русские ученые и писатели с благодарностью вспоминали о той помощи, которую оказывал им Николай Федорович.  
+
„Медленное чтение это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины. Медленное чтение — это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха”. ''[http://nffedorov.ru/w/images/4/43/N.Ejdelman-uchites-chitat.pdf Н.Я. Эйдельман. Учитесь читать!]''
  
Наш лекторий основан на двух сквозных тематических сюжетах «Что читать о…» и «Как читать …». Особенность цикла, в том, что выступающие ученые и просветители не просто рассказывают о своей теме, но ориентируют слушателей в ее историографии, дают им конкретные «ключи» к той или иной проблеме, тому или другому важному для мировой культуры тексту. ''[https://vk.com/feed?q=%23%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C&section=search Анонсы и аннотации лекций]''</div>
+
Участники нашего семинара под руководством известного исследователя жизни и творчества Н.Ф. Федорова, доктора филологических наук Анастасии Гачевой откроют страницы «Философии общего дела», окунутся в мир идей, образов и проектов мыслителя, обсудят значение его проективной философии для современности.
<h3 class="section-header">ЛЕКЦИИ</h3>
+
</div>
 +
<h3 class="section-header">СЕМИНАРЫ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ</h3>
 
<div class="floatright"  style="width: 48%; margin-left: 4%;">
 
<div class="floatright"  style="width: 48%; margin-left: 4%;">
<div class="youtube"><youtube width="550" height="300">OBf9fAVobzs&t=11s</youtube></div>
+
<div class="youtube"><youtube width="550" height="300">2TaXegdKADk</youtube></div>
<center style="padding: 10px; background-color: #FAF4EF; border: 1px solid #eae4de;">'''16 февраля.''' Татьяна Касаткина. «О субъект-субъектном методе чтения (роман Ф.М. Достоевского "Идиот"). [https://www.youtube.com/watch?v=rZ0i9Kqh-wU&feature=youtu.be ''Продолжение'']</center>
+
<center style="padding: 10px; background-color: #FAF4EF; border: 1px solid #eae4de;">'''10 февраля 2018 года. Технический и органический прогресс''' [http://www.youtube.com/watch?v=6zJNX1amCN4 ''Продолжение'']</center>
<!--[[Видео|<i class="fas fa-angle-double-right"></i>]]-->
 
 
</div>
 
</div>
 +
<h2 style="margin-top: 0">2019 год</h2>
 +
**'''11 мая, 6 апреля, 9 марта, 9 февраля, 26 января, 19 июня.''' Чтение ключевого федоровского текста — [http://nffedorov.ru/texts/nff/1p.pdf#page=37 «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства (Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим)»].
 
<h2 style="margin-top: 0">2018 год</h2>
 
<h2 style="margin-top: 0">2018 год</h2>
*'''13 апреля. Лекция философа Владимир Варава (Воронеж). «Что читать о русской идее?».''' Беседа о разных изводах этой формулы у Чаадаева и Хомякова, Герцена и братьев Аксаковых, Федорова и Соловьева, Булгакова и Бердяева, представил основную историографию по теме.
+
*'''17 ноября.''' Семинар медленного чтения "Философия общего дела" глазами читателей XXI века". Тема: "Революция, не знающая настоящего народного дела".
*'''16 марта. Александр Никулин, экономист. «Что читать о судьбе крестьянства в России от Октября до Года великого перелома?».''' Рассказ об одном из самых драматичных периодов жизни российского крестьянства, когда оно одновременно получило все и лишилось всего, о самоопределении сельской России 1920-х годов и его столкновении с теорией и практикой модернизации построен в форме рекомендательного представления аграрных, социологических и исторических исследований.
+
*'''13 октября.''' «Тело воскрешения» и «тело смерти».
<!--*'''16 февраля.''' Лекция доктора филологических наук, председателя Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского при Президиуме РАН '''Татьяны Касаткиной «О субъект-субъектном методе чтения (роман Ф.М. Достоевского "Идиот")»''' [https://www.youtube.com/watch?v=OBf9fAVobzs&t=11s ''Видео 1''] -->
+
*'''8 сентября.''' Разбор статей и писем Н.Ф. Федорова, посвященных Москве, ее знаковым местам и лицам.
*'''26 января. Лекция историка, публициста, политического теоретика Ильи Будрайтискиса «Как читать Маркса».''' На протяжении последнего столетия можно было услышать сотни (если не тысячи) самых разных ответов на этот вопрос. [http://www.youtube.com/watch?v=6_21ylkJ-b0 ''Видео'']
+
*'''30 июня.''' Тема: «[[Указатель эпистолярного наследия Н.Ф. Федорова|Письма Н.Ф. Федорова]]: рождение смыслов и текстов».  
*'''17 ноября 2017 года. Лекция доктора исторических наук, профессор ВШЭ Вадима Дамье «Что читать о российской революции 1917 - 1921 гг.»'''.  Разбор основных подходов к теме, принятых в отечественной и зарубежной историографии, а также представление широкого спектра исследовательских работ и документальных публикаций даны лектором в оптике собственного видения российской революции. [https://www.youtube.com/watch?v=ZEUZsSs1hTE ''Видео'']  
+
*'''10 марта.''' Дочь человеческая как воскресительница.
<!--</div>--><!--
+
*'''10 февраля'''. Федоровская философия техники, отношение мыслителя к техническому прогрессу, предложенный Федоровым новый вектор развития цивилизации,связанный с идеалом органического прогресса. <!--[http://www.youtube.com/watch?v=2TaXegdKADk ''Видео 1''] [http://www.youtube.com/watch?v=6zJNX1amCN4 ''2''] -->
--><!--<div class="section-1-2">-->
+
==2017==
 +
*'''30 ноября.''' Тема: «Родители и воскресители». Разбор ключевых статей второго тома «Философии общего дела»: {{lll-|«Родители и воскресители»|2|259}} и {{lll-|«Сын, человек и их синтез Сын человеческий»|2|196}}
 +
*'''10 июня.''' Филологическая пятидесятница: философия языка в трудах «Московского Сократа». Базовый текст: фрагмент IV части "Вопроса о братстве" со слов "Отдаленнейшую причину обращения знания только в мысленное восстановление..." до слов "Ближайшею же нашею целью должно быть раскрытие родства всех народов славянского племен" {{lll-|(стр. 232-235)|1|232}}
 +
*'''20 мая.''' Эстетика Федорова, повлиявшая на искания художников русского авангарда.
 +
*'''11 апреля.''' Воспитанный службой Крестных дней и Пасхальной Утрени». Страстная седмица и Пасха в Федоровских текстах.
 +
*'''17 марта.''' Смысл любви: версия Н.Ф. Федорова [https://www.youtube.com/watch?v=BrLTUG61Bgw ''Видео''].
 +
*'''18 февраля.''' Народ и интеллигенция в учении Н.Ф. Федорова.
 +
*'''22 января.''' Человек и природа. Эксплуатация или регуляция?.
 +
==2016==
 +
*'''29 декабря.''' Заседание семинара в день памяти Н.Ф. Федорова.
 +
*'''30 сентября'''. Воскресительная этика Н.Ф. Федорова.
 +
*'''15 июля.''' Тема «От истории как факта к истории как проекту». Базовые тексты – фрагменты III части «Вопроса о братстве»: {{lll-|«Что такое история для неученых?»|1|138}} и {{lll-|«В чем же должен состоять этот проект?»|1|140}}
 +
*'''18 июня.''' Читаем и размышляем о философии истории Федорова. Базовый текст: III часть "Вопроса о братстве или родстве" {{lll-|(разделы "Что такое история?", "Что такое история для неученых?", "В чем же должен состоять этот проект"|1|134}}).
 +
*'''16 апреля.''' Чтение и разбор статей, посвященных теме «Человек и Космос» в философии Федорова. Базовые тексты: статья {{lll-|«Конец сиротства: безграничное родство»|2|202}} и фрагмент работы {{lll-|«Вопрос о братстве…» |1|253}}
 +
*'''5 марта.''' Продолжаем читать и обсуждать статью Федорова {{lll-|«Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь»|2|250}}
 +
*'''13 февраля. Открытие семинара медленного чтения''', каждая встреча которого будет посвящена разбору конкретного текста «Московского Сократа». Начинаем со статьи {{lll-|«Горизонтальное положение и вертикальное, – смерть и жизнь»|2|249}}, важнейшей работы в наследии Федорова, отправном моменте его философской антропологии.
 +
 
 +
<!--[https://www.youtube.com/watch?v=ZEUZsSs1hTE ''Видео'']  
 +
 
  
<!--</div>--></div>
+
</div>

Версия 09:54, 19 июня 2019

Книга на борту Международной космической станцц, 2011 г.

Семинар медленного чтения

«Философия общего дела»
Н.Ф. Федорова
глазами читателей XXI века

„Медленное чтение — это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины. Медленное чтение — это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха”. Н.Я. Эйдельман. Учитесь читать!

Участники нашего семинара под руководством известного исследователя жизни и творчества Н.Ф. Федорова, доктора филологических наук Анастасии Гачевой откроют страницы «Философии общего дела», окунутся в мир идей, образов и проектов мыслителя, обсудят значение его проективной философии для современности.

СЕМИНАРЫ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ

10 февраля 2018 года. Технический и органический прогресс Продолжение

2019 год

2018 год

  • 17 ноября. Семинар медленного чтения "Философия общего дела" глазами читателей XXI века". Тема: "Революция, не знающая настоящего народного дела".
  • 13 октября. «Тело воскрешения» и «тело смерти».
  • 8 сентября. Разбор статей и писем Н.Ф. Федорова, посвященных Москве, ее знаковым местам и лицам.
  • 30 июня. Тема: «Письма Н.Ф. Федорова: рождение смыслов и текстов».
  • 10 марта. Дочь человеческая как воскресительница.
  • 10 февраля. Федоровская философия техники, отношение мыслителя к техническому прогрессу, предложенный Федоровым новый вектор развития цивилизации,связанный с идеалом органического прогресса.

2017

  • 30 ноября. Тема: «Родители и воскресители». Разбор ключевых статей второго тома «Философии общего дела»:  «Родители и воскресители» и  «Сын, человек и их синтез Сын человеческий»
  • 10 июня. Филологическая пятидесятница: философия языка в трудах «Московского Сократа». Базовый текст: фрагмент IV части "Вопроса о братстве" со слов "Отдаленнейшую причину обращения знания только в мысленное восстановление..." до слов "Ближайшею же нашею целью должно быть раскрытие родства всех народов славянского племен"  (стр. 232-235)
  • 20 мая. Эстетика Федорова, повлиявшая на искания художников русского авангарда.
  • 11 апреля. Воспитанный службой Крестных дней и Пасхальной Утрени». Страстная седмица и Пасха в Федоровских текстах.
  • 17 марта. Смысл любви: версия Н.Ф. Федорова Видео.
  • 18 февраля. Народ и интеллигенция в учении Н.Ф. Федорова.
  • 22 января. Человек и природа. Эксплуатация или регуляция?.

2016