Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова (доклад А.А. Малиновского, 21.06.2014) — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(не показано 19 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоится доклад А.А. Малиновского «Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова»  
+
21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова был заслушан '''доклад А.А. Малиновского «Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова»'''
  
 +
Михаила Светлова [4(17).6.1903 -28.9.1964 ] ныне вспоминают редко. Обычно - или как комсомольского поэта, или как блестящего остроумца. Многие грани его мировоззрения, как и неразрешённые загадки иных его произведений, остаются при этом в тени.
 +
 +
В своем докладе Александр Малиновский, исследователь творчества М.А. Светлова и поэтов его круга, постарается частично исправить это положение, рассказав о космическом мироощущении автора "Гренады" и "Песни о Каховке".
 +
 +
Оказывается, поэтический гений Светлова уносил его ничуть не ниже Лермонтовского, который за 120 лет до полета Гагарина в космос открыл миру, что "спит земля в сияньи голубом". На счету Светлова также есть поэтические космические открытия позже подтвержденные точным знанием.
 +
 +
*'''[[Малиновский_А.А._Космические_образы_в_поэзии_Михаила_Светлова|''Малиновский А.А.''  Космические образы в поэзии Михаила Светлова]]'''
 +
{{Начало скрытого блока
 +
|Рамка =
 +
|Ссылка =
 +
|Заголовок =О статье и докладе Александра Малиновского
 +
|Шрифт_заголовка =
 +
|Наклон_заголовка =
 +
|Фон_заголовка =
 +
|Выравнивание_заголовка = left;
 +
|Стиль заголовка =
 +
|Шрифт_текста =
 +
|Наклон_текста =
 +
|Фон_текста =
 +
|Выравнивание_текста = left
 +
|Стиль_текста =
 +
}}
 +
Чтение статьи приносит большое филологическое удовольствие: это чуткий, тонкий разбор небесных образов и мотивов светловской поэзии, улавливающий и прослеживающий всякий оттенок поэтического смысла, ярко и полно представляя авторскую вселенную, которой узки рамки не только комсомольской, пролетарской темы, но и целого земного шара.
 +
 +
 +
Отметим также, что послушав доклад Александра Малиновского и заново открыв для себя поэзию Михаила Светлова, мы убедились, что в портретной галерее представителей русского космизма, которая украшает одну из стен Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, ощутимо не хватает светловского портрета, как впрочем и изображений Александра Богданова, Михаила Бахтина, Андрея Платонова и многих других прекрасных мыслителей и писателей XX века, выразивших в своих писаниях космистское мироощущение, ключевая черта которого – переживание кровной, провиденциальной связи всего сущего и человеческой творческой истории, воскрешающей логосный замысел мира, приводящей его в сознательное состояние. Как сказано об этом у Бахтина, выразившего названную целокупность в понятии хронотопа: «Кусок земного пространства должен быть включен в историю человечества, вне которой он мертв и непонятен, с ним нечего делать. Но, с другой стороны, и с историческим событием, с отвлеченным историческим воспоминанием нечего делать, если его не локализовать в земном пространстве, если не понятна необходимость его свершения в определенное время и в определенном месте». Для русских космистов, чей ряд распахнут в историю отечественной мысли и слова, этим определенным местом была вся вселенная, верхняя граница их ойкумены – галактический потолок. Федоров пишет: «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует».
  
Михаила Светлова ныне вспоминают редко. Обычно - или как комсомольского поэта, или как блестящего остроумца. Многие грани его мировоззрения, как и неразрешённые загадки иных его произведений, остаются при этом в тени.
 
  
 +
Это ощущение целой вселенной как целины, родной, парующей земли исключительно свойственно также и Светлову. Крайние точки невероятных пространственных осей, наведенных в его стихах, – Харьков и Гренада, Могилев и Меркурий символически уравнены хозяйским отношением поэта, «хозяйским» не в смысле гордынного антропоцентризма, а в значении взятой, обетованной ответственности. Читая светловские «Гренаду», «Рабфаковку», «Хлеб», «В разведке», «Песню», «Песню летчицы», «Голоса» и т.д., переживая полноту места и времени, заключенную в этих стихах, начинаешь лучше понимать и чувствовать прошедший век, его связи и дерзновения, а заодно с этим и федоровскую идею книги как соединяющего и нетленного звена между бывшим, настоящим и будущим.
 +
{{Конец скрытого блока}}
 +
<br>
 +
<center>{{#widget:YouTube|id=ky50l0KzlzM|width=356px|height=300px}}
 +
'''Михаил Светлов. «Советские старики»'''
 +
</center>
  
В своем докладе Александр Малиновский, исследователь творчества М.А. Светлова и поэтов его круга, постарается частично исправить это положение, рассказав о космическом мироощущении автора "Гренады" и "Песни о Каховке".  
+
{{poem-on|Собачка}}
 +
<poem>
 +
Летит собачка по вселенной,
 +
Хозяин на земле живет.
 +
Совсем простой, обыкновенной
 +
Она отправилась в полет.
 +
 
 +
Пред ней созвездья запестрели,
 +
Галактика — ее семья...
 +
Она летит с научной целью —
 +
Собачка милая моя.
 +
 
 +
Миров широкие объятья
 +
Пред ней распахнуты вдали...
 +
Ей, дорогой, готов отдать я
 +
Всю колбасу со всей земли.
 +
 
 +
Принадлежа к простым породам,
 +
В немыслимое бытие
 +
Летит собачка... Кислородом
 +
Мы обеспечили ее.
 +
И вот пошла грызня и драка,
 +
И лай на много голосов —
 +
Обыкновенная собака
 +
Гостит в созвездье Гончих Псов.
 +
Скажи: «Гав-гав!» Скажи, родная!
 +
И это будет позывная.
 +
 
 +
Какая в небесах погода?
 +
Как поживает звезд семья?
 +
В развернутые небосводы
 +
Должна лететь не ты, а я!..
 +
Она летит все выше, выше,
 +
Сквозь космос и сквозь зодиак,
 +
Ей кажется — она все слышит
 +
Далекий лай земных собак.
 +
 
 +
В нем — океан очарованья!
 +
Вот он совсем заглох, отстал.
 +
Такое в жизни расставанье
 +
И человек не испытал!
 +
За деревенским палисадом
 +
Собак ночной, протяжный вой...
 +
А что ей выть? Она ведь рядом
 +
Вот с этой самою луной!
 +
 
 +
О, сколько их в полночном мраке,
 +
Таинственных небесных тел...
 +
Грустит хозяин без собаки,
 +
Как будто он осиротел.
 +
</poem>
 +
{{poem-off|Михаил Светлов, 1957}}
  
  
Оказывается, поэтический гений Светлова уносил его ничуть не ниже Лермонтовского, который за 120 лет до полета Гагарина в космос открыл миру, что "спит земля в сияньи голубом". На счету Светлова также есть поэтические космические открытия позже подтвержденные точным знанием.
+
*[http://www.svetlov.su Сайт памяти М.А. Светлова]
  
*{{Контакты}}
+
[[Категория:Собор лиц]]

Версия 19:58, 23 июня 2014

21 июня 2014 г. 2 13.00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова был заслушан доклад А.А. Малиновского «Космические мотивы в поэзии Михаила Светлова»

Михаила Светлова [4(17).6.1903 -28.9.1964 ] ныне вспоминают редко. Обычно - или как комсомольского поэта, или как блестящего остроумца. Многие грани его мировоззрения, как и неразрешённые загадки иных его произведений, остаются при этом в тени.

В своем докладе Александр Малиновский, исследователь творчества М.А. Светлова и поэтов его круга, постарается частично исправить это положение, рассказав о космическом мироощущении автора "Гренады" и "Песни о Каховке".

Оказывается, поэтический гений Светлова уносил его ничуть не ниже Лермонтовского, который за 120 лет до полета Гагарина в космос открыл миру, что "спит земля в сияньи голубом". На счету Светлова также есть поэтические космические открытия позже подтвержденные точным знанием.


{{#widget:YouTube|id=ky50l0KzlzM|width=356px|height=300px}}

Михаил Светлов. «Советские старики»


Собачка


Летит собачка по вселенной,
Хозяин на земле живет.
Совсем простой, обыкновенной
Она отправилась в полет.

Пред ней созвездья запестрели,
Галактика — ее семья...
Она летит с научной целью —
Собачка милая моя.

Миров широкие объятья
Пред ней распахнуты вдали...
Ей, дорогой, готов отдать я
Всю колбасу со всей земли.

Принадлежа к простым породам,
В немыслимое бытие
Летит собачка... Кислородом
Мы обеспечили ее.
И вот пошла грызня и драка,
И лай на много голосов —
Обыкновенная собака
Гостит в созвездье Гончих Псов.
Скажи: «Гав-гав!» Скажи, родная!
И это будет позывная.

Какая в небесах погода?
Как поживает звезд семья?
В развернутые небосводы
Должна лететь не ты, а я!..
Она летит все выше, выше,
Сквозь космос и сквозь зодиак,
Ей кажется — она все слышит
Далекий лай земных собак.

В нем — океан очарованья!
Вот он совсем заглох, отстал.
Такое в жизни расставанье
И человек не испытал!
За деревенским палисадом
Собак ночной, протяжный вой...
А что ей выть? Она ведь рядом
Вот с этой самою луной!

О, сколько их в полночном мраке,
Таинственных небесных тел...
Грустит хозяин без собаки,
Как будто он осиротел.


Михаил Светлов, 1957