Лермонтов Михаил Юрьевич — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 102: Строка 102:
  
  
{{right|Юнкер Л. Г. Гусарского Полка ''Лермантов''.<ref>Лерм'''а'''нтов (не ошибка) — [http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/s_moscow.txt источник].}}
+
{{right|Юнкер Л. Г. Гусарского Полка ''Лермантов''.<ref>Лерм'''а'''нтов (не ошибка) — [http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/s_moscow.txt источник].</ref>}}
  
 
== Примечания ==Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словестности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаксина (1795—1869), автора «Краткого курса словесности, приспособленного к прозаическим сочинениям» (Спб., 1832).Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 5, 1891, стр. 435—438). «Панорама Москвы» — сочинение, написанное в Школе гвардейских подпрапорщиков. На л. 3 рукописи имеется помета карандашом, сделанная преподавателем русской словесности В. Т. Плаксиным.
 
== Примечания ==Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словестности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаксина (1795—1869), автора «Краткого курса словесности, приспособленного к прозаическим сочинениям» (Спб., 1832).Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 5, 1891, стр. 435—438). «Панорама Москвы» — сочинение, написанное в Школе гвардейских подпрапорщиков. На л. 3 рукописи имеется помета карандашом, сделанная преподавателем русской словесности В. Т. Плаксиным.
Строка 112: Строка 112:
 
Появление знаменитого романа, о котором «весь читающий по-французски Петербург начал кричать, как о новом гениальном произведении Гюго» (И. И. Панаев. Литературные воспоминания. Л., 1950, стр.32) способствовало усилению интереса к архитектуре.Определенная самим Гюго в предисловии цель романа — внушить народу любовь к национальному зодчеству, раскрыть искусство средневековья, общая концепция Гюго и приемы описания архитектурных памятников, очевидно, произвели большое впечатление на Лермонтова. Следы этого впечатления видны в «Панораме Москвы».Лермонтов противопоставляет средневековую архитектуру новой европейской. «Европейская осанка воспитательного дома резко отделяется от прочих соседних зданий, одетых восточной роскошью или исполненных духом средних веков». Описание произведения «новейшего искусства» петровского театра выдержано в духе Гюго, причем характерно, что Лермонтов подчеркивает контраст между гипсом и камнем. Заметим, что кони на здании Большого театра были бронзовыми, а не алебастровыми.  
 
Появление знаменитого романа, о котором «весь читающий по-французски Петербург начал кричать, как о новом гениальном произведении Гюго» (И. И. Панаев. Литературные воспоминания. Л., 1950, стр.32) способствовало усилению интереса к архитектуре.Определенная самим Гюго в предисловии цель романа — внушить народу любовь к национальному зодчеству, раскрыть искусство средневековья, общая концепция Гюго и приемы описания архитектурных памятников, очевидно, произвели большое впечатление на Лермонтова. Следы этого впечатления видны в «Панораме Москвы».Лермонтов противопоставляет средневековую архитектуру новой европейской. «Европейская осанка воспитательного дома резко отделяется от прочих соседних зданий, одетых восточной роскошью или исполненных духом средних веков». Описание произведения «новейшего искусства» петровского театра выдержано в духе Гюго, причем характерно, что Лермонтов подчеркивает контраст между гипсом и камнем. Заметим, что кони на здании Большого театра были бронзовыми, а не алебастровыми.  
  
Однако Лермонтов трижды повторяет эпитет «алебастровый», чтобы отметить этот контраст.Возможно, что и сама идея дать описание Москвы с наивысшей точки — колокольни собора Ивана Великого — навеяна главой «Париж с птичьего полета» из романа Гюго. Во всяком случае отдельные образы и сравнения из этой главы мы встречаем у Лермонтова в его панораме. Очень близко к Гюго описание симфонии колокольного звона, при котором «бестелесные звуки принимают видимую форму… и свиваются под облаками…».{{примечания}}</div>
+
Однако Лермонтов трижды повторяет эпитет «алебастровый», чтобы отметить этот контраст.Возможно, что и сама идея дать описание Москвы с наивысшей точки — колокольни собора Ивана Великого — навеяна главой «Париж с птичьего полета» из романа Гюго. Во всяком случае отдельные образы и сравнения из этой главы мы встречаем у Лермонтова в его панораме. Очень близко к Гюго описание симфонии колокольного звона, при котором «бестелесные звуки принимают видимую форму… и свиваются под облаками…».
 +
 
 +
{{примечания}}</div>
 +
 
 
{{Конец скрытого блока}}
 
{{Конец скрытого блока}}
 
<br>
 
<br>

Версия 15:30, 15 октября 2014

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (15.10.1814 — 27.08.1841)

« Его личность была поэтичней всех стихотворений.
Россия в нем лишилась великого поэта и величайшего полководца.
Н.Ф. Федоров
»

Lermontov avtoportret.jpg

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837—38.




* * *


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
 Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.


М.Ю. Лермонтов, 1841


{{#widget:YouTube|id=cGhq3I-ASsc|width=440px|height=372px}}
И.Л. Андронников. О стихотворении «На смерть поэта»


О ЛЕРМОНТОВЕ
(Заметки)

Николай Федорович Федоров
Источник: Федоров Н. Ф. Сочинение сочинений: В 4-х тт. — М.: Традиция, 1997. —  Том III. — С. 528


Как возможно внутреннее счастие для кого-либо, когда несчастие кругом?

Человек, который так глубоко сознавал одиночество, не мог верить в еврейского одинокого Бога.

Он ищет не смысла жизни... он ждет вестника избавления, который от­ кроет жизни назначенье, цель упований и страстей.

Скучно (потому что дела нет) и грустно от одиночества, следовательно, нужно дело, но дело не одиночное, а совокупное.

Скука, грусть и тоска. Скука от бездействия, грусть от одиночества (от розни), тоска - чувство смертности.

Не найдя сочувствия у существ чувствующих, он обращается к бесчувст­венной природе и путем одушевления, мифологизации он обращает природу в храм (показывая тем всю глубину своей религиозности), в котором навер­ху на небе «торжественно и чудно»; там и «звезда с звездою говорит» и да­же «пустыня внемлет Богу», хотя он «от жизни не ждет ничего», но желает в этом храме сохранить дыхание жизни, желает вместо отпевания слышать песнь о любви*.

—————————————

Возьмем «сынов человеческих» и поставим их между умирающими от­цами и расцветающими «дщерями человеческими», а потом можно поста­вить «дщерей человеческих» также между умирающими отцами и расцвета­ющими сынами. Откуда берет начало идеализм: от увлечения ли расцвета­ющими и забвения умирающих или же от служения умирающим не увлека­ющихся минутным цветением, так как любить на время не стоит, хотя бы платонически. Что идеальнее: платоническая ли любовь или же любовь, ко­торая, несмотря на смрад гниения, несмотря на разрушение, по-видимому, полное, употребляет все силы на то, чтобы день, в который отцы перестали говорить «я», не был вечным? Служить ли отцам и brпотому оставаться братьями или же служить женам и забыть о братстве?
———————
*«Тощий плод, до времени созрелый» есть плод городской жизни, в которой любви нас не природа учит, а детские балы.