Н.Ф. Федоров. Памятные места — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.
 
Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.
  
В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения.Во-первых, сам автор называл его иногда «Кремлевским вопросом», особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.  
+
В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения. Во-первых, сам автор называл его иногда [[http://nffedorov.ru/texts/nff/3p.pdf#page=322 «Кремлевским вопросом»]], особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.  
  
 
Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего. <br>
 
Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего. <br>

Версия 20:17, 20 ноября 2013

В.С. Борисов

В настоящее время документально установлено пребывание и проживание Н.Ф. Федорова в 18 городах Российской Империи: в Ашхабаде, Богородицке, Богородске, Боровске, Воронеже, Воскресенске, Керенске, Липецке, Москве, Одессе, Одоеве, Подольске, Сасове, Сергиевом Посаде, Тамбове, Ташкенте, Угличе, Шацке... побывал на Памире.

Изучению его адресов до сих пор не придают серьезного значения. Адреса понимают только как памятные места жизни великого человека, как «голый факт». А между тем, изучение адресов Н.Ф. Федорова, осмысление их топографии, проливает свет на на генезис учения мыслителя, открывает логику его мышления и обнаруживает историко-географическую основу построений грандиозного проекта Общего Дела.

В этой связи особое значение, даже можно сказать - центальное - имеет тема «Топография Москвы, адреса Н.Ф. Федорова». Важность ее определяется самой структурой учения. Во-первых, сам автор называл его иногда [«Кремлевским вопросом»], особенно разумея смысл именно Московского Кремля, напротив которого он проработал четверть века. Во-вторых, средством и инструментом достижения цели общего дела Н.Ф. Федоров считал создание Всеобщего Музея, включающего кроме собственно музеев, школы, обсерватории, библиотеки, архивы, лаборатории, кладбища и храмы. Не осмысление ли топографии Москвы привело к этой мысли? Ведь Московскй Кремль в те времена уже был и музеем (Оружейная палата), и кладбищем (Успенский и Архангельский соборы). Он был окружен музеями, Румянцевским и Историческим, архивом МИД, школой (Университет). Сама структура Соборной площади была архитектурно-градостроительной иконой Успения Пресвятой Богородицы.

Внутренний же смысл успенского мышления заключается в воскрешении Богородицы. К настоящему времени по переписке, хранящейся в архиве Н.П. Петерсона, полицейским штампам о прописке и Свидетельствам на жительство, другим материалам, выявлено более 50 адресов. Подавляющая часть из них относится к Москве, в которой Н.Ф. Федоров был постоянно прописан с 1868 года до смерти в 1903 году. Он почти ежегодно менял адреса проживания, но по трем из них жил дольше всего.
I. 1884, 1885, 1886 гг. - д. 12 Сергеевой в Пречистенскйо части.
II. 1901, 1902, 1903 гг. - д. 10 Карташова в Пресненской части в Девятинском пер.
III. 1890-1898 гг. - д.9 Иванова по Молочному пер. у стен Зачатьевского монастыря.
Последний дом был по каким-то причинам самым подходящим для Н.Ф. Федорова. От места службы недалеко. По дороге:храм Христа Спасителя; церковь Ильи Пророка Обыденная (см. его статьи об обыденных храмах); печатня Снегиревой, где уже после смерти Федорова будет напечатан второй том «Философии общего дела». Л.Н. Толстой указывает на 1881 год (почему?), как знакомства с Н.Ф. Федоровым и посещением каморки мыслителя в Зачатьевском переулке. Возможно это неточность писателя или еще один пока неизвестный адрес. Кроме этого, они встречались в Румянцевской библиотеке. Во дворе Библиотеки при храме св. Николая, Федоров предлагал построить обыденный храм. Судя по списку адресов, у Н.Ф. Федорова дважды так складывалась жизнь, что он несколько раз в сезон менял свой адрес. Так, в 1875 году он преезжал 4 раза, а в последний год жизни, Николай Федорович в буквальном смысле не находил себе места и переезжал 6(!) раз.

И наконец, из последнего пристанища д. 6 Баркашова, Мещанской части, 3 участка (это в районе театра зверей Дурова), где он был прописан с 29 октября, его перевозят 11 декабря в ближайшую больницу.Ею оказывается Мариинская больница для бедных. Та самая, где в одном из флигелей родился Ф.М. Достоевский, который мысли Федорова «прочел как бы за свои» и мечтал с ним встретится. Но не успел. Там, где родился великий русский писатель, оказался великий русский мыслитель.В этот день в паспорте Федорова поставили штамп «Сущевская часть, 3 участок, дом 2. Явлен и записан на излечение. По этому адресу 15 декабря 1903 года Николай Федорович Федоров умер.