Семенова Светлана Григорьевна — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 58: Строка 58:
 
<center>{{#widget:YouTube|id=TOHhKRlmidM|width=350px|height=296px}}<br>
 
<center>{{#widget:YouTube|id=TOHhKRlmidM|width=350px|height=296px}}<br>
 
'''[[Гачев|Георгий Гачев]] и Светлана Семенова'''</center>
 
'''[[Гачев|Георгий Гачев]] и Светлана Семенова'''</center>
<hr>
+
 
 +
 
 
{{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =17 января 2014 года – сорок дней со дня кончины   
 
{{Начало скрытого блока |Рамка = |Ссылка = |Заголовок =17 января 2014 года – сорок дней со дня кончины   
 
  |Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}}
 
  |Шрифт_заголовка = |Наклон_заголовка = |Фон_заголовка = |Выравнивание_заголовка = left; |Стиль заголовка = |Шрифт_текста = |Наклон_текста = |Фон_текста = |Выравнивание_текста = left |Стиль_текста =}}

Версия 13:01, 8 декабря 2015

C.Г. Семенова
Semenova s.g. .jpg
Род деятельности:

литературовед, философ, космист

Дата рождения:

23 августа 1941(1941-08-23)

Дата смерти:

9 декабря 2014(2014-12-09) (73 года)

СЕМЁНОВА Светлана Григорьевна (23.08.1941 - 09.12.2014) — специалист по истории рус. философии, литературовед, д-р филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В круг научных интересов Семеновой входят проблемы философской антропологии, аксиологии и иммортологии, философии религии и культуры, взаимосвязи русской философии и литературы. Семенова — исследователь философского наследия Федорова (составитель первого научного собр. его соч.), др. представителей рус. космизма; разработала концепцию двух ветвей этого течения — активно-эволюционной, ноосферной, и активно-христианской; развила идею «активной эволюции» как нового сознательно-творческого этапа развития мира, направляемого разумом, нравственным чувством и верой; ввела понятия «ноосфера как реальность» (деятельность человечества на земной планете, противоречивая, чреватая кризисами, ибо противоречив, двойственен сам человек) и «ноосфера как идеал» (будущий преображенный, бессмертный строй мира). На основе проведенного ею выделения двух аспектов понятия природы (как совокупности всего живого и неживого и как порядка бытия, стоящего на взаимном вытеснении, пожирании, смерти) Семенова по-новому ставит проблему «человек и природа», противопоставляя ноосферные установки рус. космизма ряду положений «нового экологического сознания» с его пафосом свертывания человечества, изъятия претензий на роль сознания природы и преобразовательную активность. Подчеркивает необходимость нового фундаментального выбора цивилизации, к-рый предполагает эволюционную ответственность существа сознающего, восхождение человека и мира на более высокую бытийную ступень, взаимодействие веры и знания в общем деле преображения жизни. Неолиберальному индустриально-экономическому варианту глобализации («мир как единый рынок», культ экономической эффективности и успеха, разделение мирового сообщества на страны-доноры и гегемоны, идея «золотого миллиарда», унификация стиля жизни, стирание национально-культурных различий) противопоставляет идеал ноосферы, примиряющий личность и общность, самобытность национальных культур и планетарные, всечеловеческие задачи, ориентированный на равноправное сотрудничество наций и народов в онтологическом делании. Семенова развивает идеи Федорова о регуляции природы, внешней, земно-космической, и внутренней, психо-физиологической, имманентном воскрешении, творческой метаморфозе Эроса. Исследовала творчество П. Тейяра де Шардена, представив биографию мыслителя в контексте эпохи, этапы созревания учения христианского эволюционизма, проанализировала родство идей французского мыслителя с традицией рус. религиозной философии конца XIX – первой трети XX в. В работах Семеновой углубленно рассматриваются представления мыслителей рус. религиозно-философского возрождения о богочеловечестве, активно-творческой эсхатологии, условности апокалиптических пророчеств, проблеме апокатастасиса. Опираясь на идею всеобщности спасения, обосновывает «этику снисхождения», предполагающую «глубинное понимание», «тотальное прощение», и утверждая ее связь с «философией восхождения», ориентирующей на выход к бытийному совершеннолетию, гармонизацию природы человека. Одно из направлений работы Семеновой связано с изучением рус. литературы XIX-XX вв. как синкретической образно-художественной философии, выразительницы метафизического и национального самосознания. В книге «Глаголы вечной жизни», посвященной исследованию Четвероевангелия, Семенова соединяет святоотеческую традицию экзегетики с активно-христианским взглядом рус. религиозной философии, по-новому высвечивающим метафизический смысл событий Священной истории.

А.Г. Гачева

Сочинения

  1. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989
  2. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990
  3. Тайны Царствия Небесного. М., 1994
  4. Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М., 2000
  5. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – видение мира – философия. М., 2001
  6. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов (в соавт.). М., 2003
  7. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004 Т.1 Т.2
  8. Философ будущего века – Николай Федоров. М., 2004
  9. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005
  10. Валентин Распутин
  11. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб., 2009
  12. Дневник современного философа (в соавт.) М., 2009
  13. Тропами сердечной мысли: Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. М., 2012


{{#widget:YouTube|id=TOHhKRlmidM|width=350px|height=296px}}
Георгий Гачев и Светлана Семенова