Сергий Радонежский — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ''' (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321—91) — рус. святой, церк. и пол...»)
 
м
Строка 1: Строка 1:
 
'''СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ''' (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321—91) — рус. святой, церк. и полит. деятель, основатель Троице-Сергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий мон., где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им мон. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем мон. общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Мон. при С. Р. еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15—17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в мон., прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в мон. храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству С. Р. приобрел на Руси исключит. духовно-нравств. авторитет. За советом к С. Р. шли как простые люди, так и правители гос-ва. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам С. Р. и особенно его ученики основали немало новых мон., основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов мон. ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). С. Р. стал фактическим основателем на Руси нов. культа св. Троицы, священного первообраза любви и согласия. Вскоре после смерти СР. стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422—23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. С. Р. почитается как общерос. св. Память св. празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).
 
'''СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ''' (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321—91) — рус. святой, церк. и полит. деятель, основатель Троице-Сергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий мон., где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им мон. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем мон. общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Мон. при С. Р. еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15—17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в мон., прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в мон. храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству С. Р. приобрел на Руси исключит. духовно-нравств. авторитет. За советом к С. Р. шли как простые люди, так и правители гос-ва. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам С. Р. и особенно его ученики основали немало новых мон., основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов мон. ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). С. Р. стал фактическим основателем на Руси нов. культа св. Троицы, священного первообраза любви и согласия. Вскоре после смерти СР. стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422—23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. С. Р. почитается как общерос. св. Память св. празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).
 +
<hr>
 +
{{цитата|автор=|Н.Ф. Федоров|Преподобный Сергий, по случаю юбилея которого произнесена вышеозначенная речь (хотя в этой речи о нем даже и не упомянуто), более всех приблизился к учению о Троице как образцу для людей, взятых не в отдельности, а в их совокупности, ибо он, введя в Московском Государстве общежитие, которое было восстановлением первоначальной христианской общины, общины апостольского дела, у которой было одно сердце и одна душа, поставил храм Троицы, по выражению жизнеописателя Преподобного, как зерцало для собранных им в единожитие, чтобы «взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистною раздельностью мира»}

Версия 00:01, 16 мая 2014

СЕ́РГИЙ РА́ДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321—91) — рус. святой, церк. и полит. деятель, основатель Троице-Сергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла, переселившегося на терр. Моск. княжества и поселившегося вблизи г. Радонежа. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, уже бывший к этому времени монахом, поселились в урочище Маковеи близ Радонежа и около 1337 основали Троицкий мон., где построили дерев. ц. Троицы. Постепенно распространяется слух о подвижнической жизни отшельника, к Варфоломею стали приходить монахи, мн. оставались с ним. В 1344 он был посвящен в сан игумена основанного им мон. По рекомендации патриарха Филофея С. Р. ввел в своем мон. общежительный устав, согласно к-рому монах не должен был иметь какого-либо личн. имущества, а трапеза в мон. должна быть общей. Мон. при С. Р. еще не был крупным землевладельцем, каким он стал в 15—17 вв. Сам Сергий выполнял самую черную работу в мон., прислуживал братии, соблюдал самый строгий пост, сам служил в мон. храме и ежедневно многократно молился. Он никому не отказывал в подаянии и духовном поучении. Благодаря своему подвижничеству С. Р. приобрел на Руси исключит. духовно-нравств. авторитет. За советом к С. Р. шли как простые люди, так и правители гос-ва. Последнее обстоятельство делало его заметной фигурой в полит. жизни об-ва, тесно связанной с начинающей возрождаться нац. идеей. С. Р. был близок к Дмитрию Донскому, став крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Накануне Куликовской битвы (1380) он поддержал объединение рус. сил против татар и, согласно преданию, благословил Дмитрия Донского на решительное сражение. В 1385 уладил конфликт между Дмитрием Донским и рязанским кн. Олегом. Сам С. Р. и особенно его ученики основали немало новых мон., основанных на общежительном уставе (так, ученик и племянник Сергия, Федор, основал Симонов мон. ок. 1370, а еще раньше др. ученик, Андроник, основал в Москве Спасо-Андроников монастырь, 1360). С. Р. стал фактическим основателем на Руси нов. культа св. Троицы, священного первообраза любви и согласия. Вскоре после смерти СР. стал почитаться монахами Троице-Сергиевого мон. как святой. 5 июля 1422 состоялось открытие мощей Сергия, в 1422—23 над его могилой был выстроен сохранившийся Троицкий собор. С сер. 14 в. С. Р. почитается как общерос. св. Память св. празднуется 12(25) сент. и 23 июня (5 июля).


{{цитата|автор=|Н.Ф. Федоров|Преподобный Сергий, по случаю юбилея которого произнесена вышеозначенная речь (хотя в этой речи о нем даже и не упомянуто), более всех приблизился к учению о Троице как образцу для людей, взятых не в отдельности, а в их совокупности, ибо он, введя в Московском Государстве общежитие, которое было восстановлением первоначальной христианской общины, общины апостольского дела, у которой было одно сердце и одна душа, поставил храм Троицы, по выражению жизнеописателя Преподобного, как зерцало для собранных им в единожитие, чтобы «взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистною раздельностью мира»}