Федоров Николай Федорович — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
Строка 9: Строка 9:
 
* [http://www.nffedorov.ru/w/images/7/70/Filosof_budchego_veka.djvu Cеменова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров]  
 
* [http://www.nffedorov.ru/w/images/7/70/Filosof_budchego_veka.djvu Cеменова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров]  
 
*[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1274/%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%92 Словарные статьи о Н.Ф. Федорове]
 
*[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1274/%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%92 Словарные статьи о Н.Ф. Федорове]
* {http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/feodorov/biogr/feodorov_b1.txt&img=brief.gif&name=feodorov Н.Ф. Федоров. Биографический очерк.  Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.]
+
* [http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/feodorov/biogr/feodorov_b1.txt&img=brief.gif&name=feodorov Н.Ф. Федоров. Биографический очерк.  Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.]
  
 
* '''[[Н.Ф._Федоров._Памятные_места | Памятные места]]'''
 
* '''[[Н.Ф._Федоров._Памятные_места | Памятные места]]'''

Версия 01:14, 27 ноября 2013

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829, с. Ключи Тамбовской губ. – 15 (28) декабря 1903, Москва] – русский религиозный философ. Незаконнорожденный сын князя П.И.Гагарина. Окончил Тамбовскую гимназию (1849), затем учился в Ришельевском лицее в Одессе (1849–52). Путем самообразования приобрел энциклопедические познания в разных областях науки и искусства. В 1854–68 преподавал историю и географию в уездных училищах средней России. В 1869–73 работал в Чертковской библиотеке, в 1874–98 – в библиотеке Румянцевского музея, определив на четверть века ее духовную атмосферу. Создатель философии музейного и библиотечного дела, выступил с рядом инициатив в области изучения и сохранения исторического и культурного наследия России. Свое учение развивал с 1851, сначала устно, а со 2-й пол. 1870-х гг. – в крупных работах и статьях; после смерти Федорова его ученики В.А.Кожевников и Н.П.Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием «Философия общего дела» (в свет вышли первые два тома: т. 1–2, 1906–13).

Федоров усматривал в эволюционном процессе стремление к порождению сознания, разума, которые, начиная с человека, призваны стать орудиями уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного совершенствования мира (активная эволюция, регуляция природы). Опираясь на святоотеческую традицию (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры: воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия. Федоров изложил основы идеи богочеловечества, сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Благой исход истории, становящейся «работой спасения», предполагает необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения. Обнажая изъяны одностороннего технического развития (протезная цивилизация), выдвинул идею органического прогресса, ориентированного на преображение физической природы человека.Новый, радикальный поворот в философии видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии («истина есть только путь ко благу»), необходимость проективного мышления, превращения гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, обосновывал принципы «совершеннолетней», «сыновней» нравственности («все мы братья по любви к отцам»), не ограничивая законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Залогом достижения «всеобщего родства» считал преодоление смертоносных сил во внешнем мире и в самом человеке (психофизиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), предлагал формулу: «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности, утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество «по типу Троицы»).

Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя многие его темы; полагает начало течению ноосферной мысли (русский космизм). Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания кон. 19 – нач. 20 в. (Вл.Соловьев, А.Белый, Вяч.Иванов, В.Чекрыгин и др.).