IV Всесоюзные чтения, посвященные разработке наследия Федорова

Материал из Н.Ф. Федоров
Версия от 17:11, 24 июня 2022; Petrov (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Стремление сделать чтения более сфокусированными, нараставшее в кругу участников Федоровского семинара, руководимого С.Г. Семеновой, привело к смене площадки. С 1991 г. основным организатором Федоровских чтений становится Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, где работала Светлана Григорьевна. 7–8 мая 1991 г. в ИМЛИ проходят «IV Всесоюзные чтения, посвященные разработке наследия Н.Ф. Федорова». Ученым секретарем чтений по-прежнему выступает Н.Г. Боголюбова, при этом в состав Оргкомитета входят члены Федоровского семинара О.А. Бабанова и А.Г. Гачева.

В сравнении с III чтениями IV чтения были значительно меньше по количеству докладов (всего 28 докладов), но все выступления были посвящены Н.Ф. Федорову. Основные доклады делали участники Федоровского семинара, руководимого С.Г. Семеновой. Вот перечень некоторых тем:

  • С.Г. Семенова Учение Н.Ф. Федорова и наши дни;
  • В.А. Никитин. Н.Ф. Федоров и православие;
  • О.И. Генисаретский. Идея психократии в «Философии общего дела»;
  • Г.П. Аксенов. Н.Ф. Федоров: начало ноосферного мышления;
  • В.С. Борисов. Семантика архитектурных образов в учении Н.Ф. Федорова;
  • Б.Г. Режабек. Учение Н.Ф. Федорова и активная христианская позиция;
  • А.Г. Гачева. Философия истории Н.Ф. Федорова.

Некоторые участники Федоровского семинара одновременно были участниками творческого объединения «Собор», руководимого историком П.В. Тулаевым. Сам П.В. Тулаев выступил с докладом «Константинополь и Кремль (К философии истории Федорова)», а два участника объединения С.А. Герасютин и А.Н. Щербаков сделали следующие доклады: «Федоровский принцип синтеза науки и искусства» (С.А. Герасютин) и «О чувстве вечности» (А.Н. Щербаков).

На Чтениях выступили и исследователи из других городов. Философ Е.М. Титаренко (Кемерово), начавший в те годы разрабатывать проблему эстетики супраморализма в философии Н.Ф. Федорова, сделал доклад «Философия Ницше в восприятии Н.Ф. Федорова»; доктор философских наук, один из философских теоретиков идеи практического бессмертия, автор термина «иммортология» И.В. Вишев выступил с докладом «Н.Ф. Федоров и К.Э. Циолковский»; математик А.В. Волошинов (Саратов) выступил с ярким докладом «Федоровский тезис: “Наука доказывается искусством” и взаимовлияние науки и искусства сегодня», а писатель-фантаст О.М. Лукьянов сделал проблемный доклад «О причинах трудностей вхождения “Философии общего дела” в современную культуру». Из философских звезд на IV Чтениях выступал Ф.И. Гиренок. В докладе «Н.Ф. Федоров и закат христианской Европы» он в свойственной ему парадоксальной манере назвал Н.Ф. Федорова «киником», а русский космизм — «неоязычеством», после чего С.Г. Семенова, которая вела заседание, встала и публично вручила ему свою книгу «Николай Федоров: Творчество жизни» (М., 1990) с призывом читать и разбираться.

Доминантой чтений был вопрос о христианских основаниях философии Н.Ф. Федорова и значении его идей для современной Церкви. Так или иначе он затрагивался в большинстве докладов участников Чтений. Помимо концептуального доклада В.А. Никитина, в котором подчеркивалось, что православие Федорова есть пророческое и творческое православие, одушевленное идеей всеобщего воскресения и преображения мира, и Б.Г. Режабека об активно-христианской позиции Федорова, целостный взгляд на проблему «Федоров и христианство» представил молодой исследователь из СанктПетербурга А.Я. Гилянов с докладом «Христианское ядро учения Н.Ф. Федорова». Полемически по отношению к идеям Федорова выступил богослов Л.Л. Регельсон, в результате чего завязалась яркая дискуссия между ним и С.Г. Семеновой.

Именно на этих чтениях впервые появились известные деятели русского зарубежья, супруги о. Александр Киселев и матушка Каллиста, создатели и издатели журнала «Русское возрождение» (Нью-Йорк). Отец Александр глубоко чтил идеи Федорова, неоднократно цитировал его в своих книгах, а матушка Каллиста называла себя «федоровкой». О своем интересе к Федорову и значении его идей о. Александр говорил в этот день с трибуны чтений.

После завершения заседания участники вновь совершили паломничество на могилу Н.Ф. Федорова на кладбище Скорбященского монастыря.


Источник: Гачева А.Г. Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова (хроника и обзор)