Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


ПИСЬМО В РЕДАКЦИИ «ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»96

Препровождаем нашу покорнейшую просьбу о доставлении сведений, касающихся построения обыденных храмов этого и самого характерного явления Русской земли {земли общин, артелей}, и вместе самого загадочного, {ибо народ, способный в один день создать храм, в обыденной жизни своей отличается недружелюбием, постоянными раздорами, семейными разделами}. В видах собрания материалов для разрешения этой загадки усерднейше просим редакцию напечатать в своей уважаемой газете97 нашу просьбу для сведения всем интересующимся обыденными храмами, хотя бы как фактом коллективной психологии, этой новой науки98, {которая у нас, надо полагать, может получить первостепенную важность и опровергнуть и словом, и общим делом усвоенное на Западе мнение, уподобляющее совокупную деятельность психическим эпидемиям, повальным душевным болезням*}.

Просим также обратить внимание на прилагаемые при сем: 1) «Сказание о построении обыденного храма в Вологде» и сделать, если возможно, отзыв о предлагаемом в предисловии к сказанию способе празднования Юбилея чтителя Св. Троицы Пр. Сергия построением при всех, особенно сельских церквах, школ-храмов, посвященных Пр. Троице как образцу единодушия и согласия**. {Исполнение этого плана будет опровержением не словом, а делом (общим) мнения индивидуалистического Запада о совокупной деятельности.} 2) «Реформа библиотечного дела», облегчающая устройство не только больших, но и малых библиотек, которые составляют необходимую принадлежность всех народных школ, и особенно школ-храмов и вместе Музеев100.

____________________

{ * См. Revue des Revues. № 1. 1894, p. 5458. Les epidemies psychiques et la foule criminelle99.

** Нечто подобное представляет построение школы в Мордовском Качиме. См. «Пензенские Епархиальные Ведомости» № 20, 1892 и «Богословский Вестник» № 4. 1893. Статья Заозерского.}

С. 50 - 51

КОММЕНТАРИИ

96 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 8, ед. хр. 48, лл. 1-1 об. Данный текст представляет собой проект письма, при котором было разослано по всем редакциям епархиальных ведомостей воззвание «О доставлении сведений, касающихся обыденных церквей и жизни преп. Сергия Радонежского». В окончательном варианте текст был сильно сокращен. Следы сокращений видны на автографе: в нем они обозначены квадратными скобками, а все, что находится внутри скобок, зачеркнуто (об этих сокращениях см. письмо Н.П. Петерсона В.А. Кожевникову от 17 июля 1894 г. в «Приложениях» к Т. IV наст. изд.). При публикации воззвания «О доставлении сведений...» в епархиальных ведомостях текст сопроводительного письма не печатался. Он был помещен лишь в одном случае и без последнего абзаца в «Тобольских епархиальных ведомостях» (Часть неофиц., 1894, 1 августа, № 15, с. 259-260). В настоящем издании печатается полный текст письма. Сделанные в нем сокращения заключены в фигурные скобки. – 50.

97 В окончательном варианте было: «в Епархиальных ведомостях» (см. «Тобольские епархиальные ведомости», Часть неофиц., 1894, 1 августа, № 15, с. 259). Возможно, первоначально Федоров предполагал разослать оттиски воззвания не только в «Епархиальные ведомости», но и в другие газеты. – 50.

98 В окончательном варианте было: «недавно возникшей науки». – 50.

99 См. примеч. 107. – 51.

100 Важным направлением церковно-школьного дела в России в конце 1880-х – начале 1890-х гг. стала организация библиотек при церковно-приходских школах. «Церковные ведомости» и епархиальные ведомости периодически печатали статьи, заметки, письма в редакцию, поддерживавшие идею устройства таких библиотек и библиотечек, сообщавшие об их открытии, составе фондов, об их роли в деле школьного образования и шире – просвещения и взрослого грамотного населения. Центральные и местные училищные советы рассылали списки рекомендуемых изданий как для основного, так и для внеклассного чтения. Ежегодные отчеты о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты содержали отдельные главы о школьных библиотеках. Библиотеки при церковно-приходских школах существенно расширяли ту сеть общедоступных народных библиотек, которые со второй половины XIX века начали активно открываться при различных просветительских обществах и комитетах грамотности, а также при земских школах. В эту сеть параллельно вливались и так называемые передвижные библиотеки-читальни, и уличные библиотеки. Федоров горячо сочувствовал этому процессу и стремился содействовать ему. Во введении к брошюре Я.Г. Кваскова «Реформа библиотечного дела. Библиотечные карточки при вновь выходящих книгах» (М., 1893), излагавшей некоторые проекты Федорова в области библиотековедения (см. примеч. 8 к разделу «Библиотеки и музейно-библиотечное образование»), были такие строки: «Правительство, сделав обязательными для каждой выходящей книги присоединение [...] карточек, не только удовлетворит требованию времени, но сделает для просвещения не меньше, чем простым открытием школ, потому что сама школа дает человеку не развитие, а только средство к развитию. При каждой сельской школе должна быть библиотека, но библиотекой нельзя назвать простое собрание книг. Составлять же каталоги сельскому учителю не хватит времени, а подчас и уменья. Если бы мой проект разнес по всем уголкам нашего обширного отечества последнее слово науки, выработанное в обширнейших книгохранилищах (я говорю о подвижных каталогах), то он сослужил бы всю службу, какой от него вправе требовать» (с. I-II). Брошюра Я.Г. Кваскова и была разослана по редакциям епархиальных ведомостей и некоторым архивным комиссиям вместе с брошюрой «Сказание о построении обыденного храма в Вологде...» и текстом воззвания. – 51.

 ВВЕРХ