Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | ТОМ III ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ | IV |
ПРОСЬБА К СТАРООБРЯДЦАМ О ДОСТАВЛЕНИИ
СВЕДЕНИЙ О ХРАМАХ ОБЫДЕННЫХ И
О ПРИНЯТИИ УЧАСТИЯ
В СТРОЕНИИ ХРАМОВ-ШКОЛ,
ПОСВЯЩЕННЫХ БОГУ СОГЛАСИЯ, ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
105
Искренним любителям и верным хранителям русской старины, именующим себя старообрядцами, просьба о доставлении сведений о храмах обыденных, об этом исконном и спасительном русском обычае, и о преподобном Сергии чтителе Пресвятой Троицы как образца единодушия и согласия, во имя коего мы и просим почитающих, как и мы, преп. Сергия не оставить нашей всенижайшей просьбы без ответа и исполнения.
Обыденные храмы памятники единства и согласия не только в вере, но и в обряде, памятники единства внутреннего и внешнего Русской земли, кончившегося с прискорбным появлением розни в обряде. Время процветания обыденных храмов относится ко времени царствования трех старших собирателей земли русской, и особенно к царствованию последнего из них Ивана IV-го, когда он не был еще грозным по причине благотворного влияния на него всероссийского святителя Макария. Еще младенцем Иван IV-й участвовал или присутствовал при созидании однодневного храма на старом Ваганькове, а затем и на крайнем Востоке тогдашней России, в Казани, и на крайнем Западе ее, в Нарве, и едва ли не во всяком городе, им взятом, он ставил прежде всего однодневный храм. Время Стоглава было золотым веком обыденных или обыночных храмов, потому обыденные храмы и должны бы быть драгоценны для любителей старины. Единодушие и согласие, проявлявшиеся в строении обыденных храмов в пору собирания, спасло русскую землю в эпоху распадения, в смутное время, и много помогло восстановлению единства при двух новых собирателях, Михаиле и Алексее; ибо, как говорили послы: «А теперь Московского государства люди наказались все и пришли в соединение». С прискорбным отделением любителей старины от церкви, по-видимому, прекращается строение обыденных храмов; но не сохранился ли этот старинный обычай у старообрядцев, называющих свои общества святым именем согласия? Строились ли такие храмы (или, за неимением архиереев, обыденные часовни в поповщине) в конце XVII, а также в XVIII и XIX веках? Желательно также знать, почтили ли память чудотворца Сергия в пятисотлетнюю годовщину кончины его чтители старого обряда; и вообще существуют ли у них храмы или часовни во имя преп. Сергия?
Желательно, конечно, было бы не ограничиваться собиранием лишь сведений о храмах, часовнях и моленных, обыденных в смысле совокупного всеобщего действия вообще и особенно в короткий срок, и собиранием сведений о преп. Сергии, желательно было бы позаботиться о восстановлении старинного обычая строения храмов, и притом вместе со школами, строения повсеместного, ко дню пятисотлетнего почитания открытия святых мощей чудотворца, чтимого одинаково и церковными, и старообрядцами, в воспоминание того времени, когда прискорбного разделения еще не было; желательно также, чтобы эти храмы-школы были посвящены Пресвятой Троице как образцу единодушия и согласия.
При построении школы в Русском Качиме принимали участие и старообрядцы. «В числе привезших бревна на школу были все наличные раскольники нашего села, не исключая и их попа» (П. Мироносицкий. «Из дневника учителя церковно-приходской школы». Киев, 1895 г.).
Обращаясь по вопросу о храмах обыденных, т.е. о совокупном труде в деле просвещения и познания, к церкви православной, нельзя оставить и старообрядство, для которого обыденные церкви не могут быть чужды, а должны напоминать ему время Макария, особенно для старообрядства дорогое. Средину этого (XVI) века можно признать веком и религиозного и политического подъема, когда начался обход Ислама, движение на Восток и переход за Урал106.
С. 105 - 106
КОММЕНТАРИИ
105 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 8, ед.хр. 47 (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 4, ед.хр. 3, лл. 11–13). Ранее опубликовано: «Русское возрождение». Нью-Йорк-Москва-Париж, 1992, № 58-59, с. 36-39. – 52.
106 Речь идет о взятии Иваном Грозным Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, открывшем путь русской колонизации восточных земель, и начале освоения Сибири (поход Ермака 1581–1582 гг.). – 53.