Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | ТОМ III ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ | IV |
РЕГУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ С ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ,
ИЛИ В ЧЕМ СОСТОИТ БЛАЖЕНСТВО.
ПАСХА В КРЕМЛЕ
172
Есть люди, жаждущие уничтожения войны и не желающие воскрешения, т.е. не подозревающие, что без последнего не может быть первого, т.е. пока мы не возвратим жизнь убитым, война не может окончиться.
Эти же люди ненавидят все мертвое, не живое и в то же время не желают воскрешения как оживления, вовсе не подозревая, что «живое» не в смысле воскрешения есть лишь половая страсть и происходящая от нее борьба, которая достигает высшей живости в войне, а между тем жаждущие живого оказываются врагами не войны только, но и половой страсти, которая есть ее причина. Войны, начавшиеся из-за женщин, могли происходить, однако, не из одной половой только страсти; они могли быть нужны для того, чтобы иметь от них служителей предкам, а потому, если похищение производилось не для личных целей, а для предков, то и мщение простиралось на истребление самих останков предков своих врагов.
Воскрешение, возвращая жизнь убитым, лишившимся ее в войне, представляет эквивалентное замещение войны, понятой в обширном смысле борьбы за существование, усиливаемой борьбою половою, борьбою, из коей и состоит жизнь.
Войну нельзя отвергнуть, не замещая ее воскрешением, возвращением жизни. Потому-то Пасха воскрешения понятна только в Кремле, ибо Кремль тогда только перестанет быть крепостью, цитаделью (т.е. не будет совсем нужды в защите, потому что не будет причин к ней), когда сила, сосредоточенная в Кремле для отнятия жизни, превратится в силу, собирающую всех ныне живущих для воскрешения умерших.
Пасха воскрешения в мирном храме, где нет орудий смерти, менее понятна; оно (воскрешение) было бы совсем не понятно там, где не было вовсе смерти. Пасха в храме дает понятие о трансцендентном воскрешении, а Пасха в Кремле об имманентном, первая к ожиданию, а вторая к делу возбуждает. Потому образовательное значение последней несравненно большее, чем первой. Кремль, по определению одного из писателей эпохи возрождения, есть крепость, защищающая честь жен и жизнь детей. Такое определение может быть названо секуляризованным, в противоположность определению его как крепости, защищающей прах умерших отцов и жизнь матерей и детей. Притом защита последних потому и нужна, чтобы защита праха была обеспечена передачей от сынов к внукам и т.д.
С. 80 - 81
КОММЕНТАРИИ
172 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 4, л. 2–2 об. – 80.