Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | ТОМ III ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ | IV |
ПАСХА В КРЕМЛЕ С КОРОНАЦИЕЮ
(или в год коронации) и коронационная выставка
(Переход к внехрамовой Пасхе)
182
Коронация в день Пасхи в Кремле 3-го Рима, на кладбище собирателей Русской земли, коронация как принятие становящимся в отцов место долга воскрешения (т.е. долга восприемничества и долга душеприказчества) раскрывала бы истинное значение и назначение Царской власти как поставляемой в праотца место, как <и> сам Кремль стоит в «Памира или Эдема место»183. От Бога Адама, Ноя, Сима, Хама и Иафета царь поставлялся бы в их <(отцов-праотцев)> место, так что воздавание Кесарева Кесареви подчинилось <бы> воздаванию Божия Богови. В лице царя вся светская власть (т.е. и военная власть, если бы она превращалась из орудия войны в средство спасения от голода и язвы), <все> светское знание становилось бы орудием Бога отцов и Царя, в отцов место стоящего. (Превращение парламентов в ученые съезды (или комиссии по всем вопросам), исторические, естествоиспытательные, астрономические, было бы переходом Царства мира сего в Царство Божие.) Предшествие Царя, по примеру Византийских Императоров, Великому Выходу184 указывало бы уже на внехрамовую литургию, также и Таинство, совершаемое в день Пасхи при открытых, отверстых вратах, указывало бы на переход от тайного к явному, открытому. Поклонение гробам предков в Архангельском соборе185 совпало бы с христосованием с ними. Царь-душеприказчик, держащий плат «с прахом, который имеет воскреснути» <(акакия)> в день воскресения Христа, как начатка умерших, в день перехода от смерти к жизни, в день, когда сущим во гробех жизнь дарована, указывает осязательно на назначение царской власти186, так же как и держава, содержавшая у древних императоров земли (т.е. также прах, который имеет воскреснути) трех частей света; теперь же <этот прах> мог быть пополнен землею еще двух частей <света>*, так как четвертому Риму не быть. Обряд Акакии обозначает и к земле, к праху отцов возвращение, и будущее этого праха оживление. Крестьяне, переселяясь, берут горсть земли с кладбища, т.е. «прах (отцов), который имеет востати» (крестьянская акакия). Отрясти прах от ног, как выражение гнева, чтобы не унести на ногах прах непринявших проповедников собирания для воскрешения. Посыпание прахом или пеплом головы означает раскаяние; но и пепел, как и прах, имеет востати.
Манифест о помиловании, как необходимая принадлежность коронации, и всеобщая амнистия в слове Иоанна Златоуста187.
Коронация в день Пасхи есть не предположение, а факт, к сожалению, такой факт, которому не подражали следовавшие за императором Павлом его преемники. По всей вероятности, Коронация совершена была в день Пасхи Императором Павлом по совету знаменитого митрополита Платона188, бывшего его законоучителя. Страстная, предшествовавшая Коронационному дню Пасхи, ознаменована была обнесением плащаницы не кругом храмов Кремлевских, а вокруг всего Кремля, как бы одного храма Воскресения, по его стенам. Повторялся ли этот обряд после года коронации, был ли он прежде этого, мне неизвестно, но в настоящее время такой обряд не совершается в Кремле. Коронационный период христианского Царя (Императора) должен обнимать две триоди: Постную, как приготовление для Царя и народа к действу, и Цветную, как праздничную. Такое совпадение означает, что воздаяние Божия Богови и Кесарева Кесареви не разделение, а соединение. В Великую Субботу Царь, как Отец отцов, принимает на себя долг восприемничества, а в день Пасхи долг душеприказчества.
____________________
* Африканской Руси и Афето-Памирской Руси.
С. 85 - 86
КОММЕНТАРИИ
182 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 36, лл. 1–2 об (копия рукой Н.П. Петерсона – к. 3, ед. хр. 3, лл. 351–352). Ранее опубликовано: «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2, с. 201–202. Эта и две последующие заметки тематически связаны со статьей «Самодержавие» (см. Т. II наст. изд., с. 3–38). Поводом к ним послужила предстоявшая в 1896 г. коронация Николая II. Федоров стремился дать религиозно-символическое истолкование акта коронации и назначения царской власти и полагал, что только в день Воскресения Христова, являющего собой обетование и прообраз грядущего всеобщего воскрешения, это назначение может быть раскрыто во всей своей полноте. Предложение совершить венчание на царство в Светлое воскресение опиралось на конкретный факт русской истории: коронация императора Павла I состоялась именно на Пасху – 5 апреля 1797 г. О коронационной выставке см. примеч. 323. – 85.
183 См. примеч. 202. – 85.
184 Согласно византийскому чину венчания на царство, совершавшегося во время литургии, царь должен был участвовать в перенесении Св. даров с жертвенника на престол. При этом он возлагал на себя златотканную мантию и с крестом в правой руке шествовал во главе священнослужителей, выходивших со Св. дарами из предложения, где совершалась проскомидия (см. примеч. 20 к «Самодержавию» – Т. II наст. изд., с. 443), и переносивших их в алтарь. (См.: А. В. Горский. О священнодействии венчания и помазания царей на царство. М., 1882, с. 12). – 85.
185 См. примеч. 35 к «Самодержавию» – Т. II наст. изд., с. 444. – 85.
186 Федоров настаивал на восстановлении в чине венчания на царство, воспринятом Русью от Византии, обряда акакии (при коронации русских царей, а затем императоров он не исполнялся), причем не в смысле указания на тленность всего земного, а в качестве символа грядущего воскресения (см. примеч. 35 и 56 к «Самодержавию» – Т. II наст. изд., с. 444, 445). – 85.
187 См. примеч. 24 к IV части «Записки» – Т. I наст. изд., с. 491. «Слово огласительное...» Иоанна Златоуста читается в конце Пасхальной утрени. – 85.
188 Платон (в миру – Левшин Петр Григорьевич, 1737–1812) – митрополит Московский, философ и богослов. Законоучителем Павла Петровича, наследника российского престола, будущего императора Павла I, состоял с 1763 по 1773 гг. – 85.