Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


ПРАОТЦЫ КРЕМЛЯ 203

Памир Эдем и Нод <(из Ленормана)>204, т.е. рай и страна изгнания, родина (колыбель) и могила Праотца.
Памир как образец Кремлей (от самых древнейших Вавилонских, Ассирийских, Мидо-Персидских до новейших) и значение Самодержавия.

Памир, или высокие горы, над ним возвышающиеся, каковы Меру, Альборджи (Эльборус Гирканский), Hara Barjat или Hala (по-мидийски) Barjat, Aryaratu (Арарат)205, назывались Pere des pays, «отцем страны или земли»; Abu Mutati, по-ассирийски, как источник оживляющих вод, как ось (стержень) движений небесных, место собрания богов и место пребывания умерших (gharsak Kalama, по-аккадийски, Montagne de la terre, гора земли, gharsak Kurra, гора Востока).

Храмы в равнинной Вавилонии были воспроизведением этих священных гор в виде ступенчатых пирамид с святилищами на их вершинах.

Сады, которыми Персидские Цари окружали свои дворцы, были подобием рая, насажденного на Hara Berezaiti206.

Цари Ассирии и Вавилонии, которым подражали Персидские и Мидийские Цари, имели подобные же воспроизведения Эдема. Тип самый совершенный, самый парадиазический (Para [«наивысшая точка», «вершина»] по-санскритски, ...... <пропуск в подлиннике> ...... по-зендски), в смысле подражания легендарному саду святой горы, дан был в Вавилоне в виде «Висячих садов»207. Греческое толкование происхождения этих садов, якобы в угоду женщине созданных, находит свое опровержение в барельефе, найденном во дворце Ассурбанипала в Куюнджике208.

Четыре водовзводные башни по углам поднимали воду на вершину, откуда она разделялась на четыре потока (на рисунке видны 2 потока).

Легенда производит знаки Царской власти из Вавилона. Если Кремль занимал Памира место, храм Священной горы место Меру, [1 слово неразб.]... Мории в Иерусалиме209, то и Царь стоял в праотца место.

Памир, обращенный в неприступную крепость, защищающую прах праотца (т.е. Кремль), отделил бы Верхнюю, бедную, но воинственную Азию от Азии передней, богатой, но не воинственной (поныне еще не поправившейся от разорения), уничтожил бы Ислам как религию войны.

С. 90

 ВВЕРХ 

КОММЕНТАРИИ

203 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 150 (копия рукой Н.П. Петерсона – ф. 657, к. 3, ед. хр. 3, лл. 348–349). Впервые опубликовано: «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2, с. 214. – 90.

204 Нод – название страны, в которую удалился Каин-братоубийца после проклятия, наложенного на него Господом. Ленорман – см. примеч. 45 к «Самодержавию» – Т. II наст. изд., с. 444. – 90.

205 Федоров перечисляет названия гор, которые в мировых мифологиях и религиях почитались священными: Меру – см. примеч. 14 к IV части «Записки», Т. I наст. изд., с. 490; Эльбрус – в грузинской мифологии гора, к которой приковывают Амирани (культурный герой, аналог Прометея); Хара – в иранской мифологии мировая гора, ось мира; Арарат – одна из высочайших гор Армении, на которой, по преданию, в период всемирного потопа остановился ковчег Ноя. Здесь же был установлен завет Бога с людьми и устроен Ноем первый послепотопный жертвенник Господу. – 90.

206 Hara Berezaiti (Хара Березайти) – у древних иранцев главная гора хребта Харайти, где находилась обитель богов Гаронмана. Федоров в своих построениях отталкивается от двух устойчивых образов рая, вошедших в мировую культуру: образ рая как сада (само слово «рай» персидского происхождения и означает «сад») и образ рая как города, упорядоченного, огражденного, окультуренного пространства, противостоящего внешнему хаосу, природной стихийности (последнее уподобление давало мыслителю дополнительные аргументы в пользу сближения образов Эдема и Кремля). – 90.

207 Висячие сады, считавшиеся одним из семи чудес света, были созданы царем Навуходоносором II (605–562 до н. э.) для его жены, мидийской княжны. Они примыкали ко дворцу властителя и были раскинуты вверху огромных арок на пирамидах до 50 м высоты. – 90.

208 Речь идет о раскопках, начатых в 1852 г. английским археологом Лейярдом, холма Куюнджик на восточном берегу Тигра, где находился древний город Ниневия. В процессе раскопок был открыт дворец Ассурбанипала, царя Ассирии в 669 – ок. 633 до н. э. – 90.

209 Храм Священной горы – Успенский собор. Мория – библейская гора на северо-востоке от Иерусалима, на которой, по преданию, Авраам приносил в жертву своего сына Исаака, а царь Давид во время язвы видел явление Ангела-губителя. Впоследствии на этой горе был воздвигнут Иерусалимский храм. – 90.

 ВВЕРХ