Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | ТОМ III ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ | IV |
ОТЦЫ КРЕМЛЯ 210
Чтобы понять значение «Кремлей» или «Кремля» этих мест собирания или восстановления единства, искусственно и естественно защищенных, этих священных центров сил народов, как оборонительных, так и наступательных, мест, которыми воспитывается и поддерживается единство или родство, выраженное и выражаемое всеми художественными способами, <чтобы понять значение Кремля,> нужно обратиться к более древним прадединцам, чем наш Кремль, не останавливаясь, однако, ни на панафинском акрополе (могила Кекропса), ни на панбеотийской Кадмее (могила Кадма), ни даже на Дельфие, защищенном своим неприступным положением, поддерживавшем художественными играми единство греческого мира, давшем генеалогию грекам, забывшим о своем родстве, не останавливаясь и на Капитолии (лобное, краниево место), а переходя к Вавилону, Экбатане, Мнемонии Суз, к подвижному Кремлю Еврейской Скинии, к Мемфису211; <чтобы понять значение Кремля,> нужно призвать и понять всю всемирную историю, действительно всю, а не ту, что Запад считает всемирною, и не прошедшую только, но и будущую, проективную, т.е. Кремль-Школу, в который обратятся все сельские кладбища и вся земля как прах отцов, Кремль-школу, соединяющий в себе и школу-лагерь, и школу-музей, и школу-храм. Это не секуляризованный Кремль, в котором валы или стены заменены гульбищами, бульварами с кафе-шантанами и т.п., а сторожевые башни превращены в бельведеры... Делаясь более <и> более священным, Кремль к религионизации присоединяет сциентификацию, или знание, соединенное с делом. Стены и башни, служившие для защиты праха умерших (отцов) от себе подобных живущих, обратятся в орудия регуляции силы рождающей и умерщвляющей для обращения ее в воссозидающую и оживляющую. Вопрос Кремля как кладбища есть вопрос о прахе, который <Кремль> защищал, вопрос о том, чем должна быть заменена защита?
Кремли не только в Эдема или Памира <место> воздвигаются, но и подобие неба представляют, как <Кремль> Вавилона (храм Бела) и Кремль Экбатаны с его семью разноцветными стенами, семь небес изображающими.
С. 90 - 91
КОММЕНТАРИИ
210 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 152 (копия рукой Н. П. Петерсона: к. 3, ед. хр. 3, лл. 349–350). Ранее опубликовано: «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2,
с. 215. – 90.
211 Федоров перечисляет древние города мира, бывшие центрами греческой, ассиро-вавилонской, египетской культур и имевшие в своей структуре защитные укрепления. Акрополь в Афинах был выстроен основателем и первым царем афинского государства Кекропсом. Кадмея, акрополь беотийских Фив, была основана греческим царем Кадмом. Дельфы – город в юго-западной Фокиде, религиозный центр Древней Греции, знаменитый находящимся в нем оракулом Аполлона. Находился у подножия мифического Парнаса, на котором высадились после потопа прародители Девкалион и Пирра: один из их сыновей, Эллен, стал родоначальником греческих племен. Под художественными играми Федоров разумеет пифийские религиозные праздники, устраивавшиеся амфиктиониями (см. примеч. 53 к III части «Записки» – Т. I наст. изд., с. 481). Капитолий – один из семи холмов, на которых располагался Рим; был со всех сторон укрепленной недоступной крепостью. Федоров называет Капитолий «лобным, краниевым местом», поскольку юго-западный обрывистый склон холма (т. наз. Тарпейская скала) служил местом казни: с него сбрасывали преступников. Вавилон – древний город в Месопотамии, бывший в XIX–VI вв. до н. э. столицей Вавилонии; славился знаменитым храмом Бела, построенным Навуходоносором. Экбатана – столица Мидийского царства (упоминается с XII в. до н. э.). Сузы – город в Иране, бывший во второй половине III – первой трети I тысячелетия до н. э. столицей Элама. После завоевания персами стал резиденцией династии Ахеменидов. Славился своими укреплениями, дворцами, гробницами. Мемфис – древне-египетский город, бывший в XXVIII–XXIII вв. до н.э. столицей Египта. К числу священных «прадединцев» Федоров относит и еврейскую скинию – иудейский храм, построенный Моисеем по плану, указанному ему Господом на горе Синай. Во внутренней части Скинии (Святое Святых), отделенной от святилища завесою, находился Ковчег Завета, а в нем скрижали Закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Во время странствования своего по пустыне израильтяне переносили с собой скинию и всегда ставили ее посреди стана. – 91.