Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


К РОСПИСИ КРЕМЛЯ

(К перенесению колоссальной модели Баженовского Кремля
в Московский Румянцевский Музей)228

Если земной шар представить состоящим из двух гор, спаянных подошвами, вершины которых будут полюсами, а спайка нижних частей экватором, то Кремль, имеющий вид треугольника, основанием обращенного на юг, а вершиною на север, будет некоторым подобием северной половины шара, или полушария континентального в противоположность океаническому, или Британскому. Положение же самого Кремля на этой горе (на 55-й сотне верст от подошвы, или от экватора, и лишь на 35-й от вершины, или полюса) можно уподобить положению С. Бернардского монастыря, для пребывания в коем требуется самоотвержение. Тремя углами этого треугольника определяется историческое значение Кремля 3-го Рима: Юго-Западный угол указывает на Царь-град, Юго-Восточный на Памир (на Индийский и Европейский Кавказы), Северный на полярный, незамерзающий порт на Мурмане. Роспись должна изобразить то, что происходит внутри (думу 3-го Рима о соединении всемирном, ибо 4-му собиранию не быть), и то, что
происходит вне (препятствия к объединению), и то, что должно быть (историю как проект, т.е. воскрешение самих жертв борьбы за существование). Дума о розни, как она изображена в «Слове о полку Игореве», была усвоена Московским Кремлем, когда пророчество «Слова» о грядущих на Русскую землю бедствиях исполнилось в нашествии и иге татарском, восточном, а потом и западном. Это последнее произвело еще большую рознь-раздвоение в самом Московском государстве, принимаемое некоторыми за непримиримое.

С. 100

КОММЕНТАРИИ

228 Оригинал не разыскан. Печатается по копии, сделанной Н.П. Петерсоном: ОР РГБ,
ф. 657, к. 3, ед. хр. 3, лл. 346–347. Ранее опубликовано: «Философия бессмертия и воскрешения». Вып. 2, с. 224–225. О перенесении Баженовской модели Кремля в Румянцевский музей см. примеч. 236. – 100.

 ВВЕРХ