Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | ТОМ III ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ | IV |
БАЖЕНОВСКИЙ КРЕМЛЬ 240
Баженовский кремль, о предполагаемом перенесении которого в Московский музей говорилось в газете «Кремль», теперь уже туда перенесен, так что можно сказать, что Московский Румянцевский музей не только перед собой, особенно с вышки, может обозревать Кремль*, но и видеть его внутри, в себе, как это и следует музею, именуемому Московским. Таким образом, пред музеем Кремль действительный, в музее Кремль или Кремли проективные. В Оружейной палате выставлена была лишь часть колоссальной модели, в музее же, как говорят, она будет выставлена в полном цельном виде, т.е. в таком виде, в каком, может быть, она вышла из рук самого зодчего и в каком могли ее видеть сам созидатель и его современники. Всякие суждения о внешнем виде этой несомненно величавой модели еще преждевременны. Можно лишь догадываться, судя по духу XVIII века, по событиям того времени, о той мысли, которую хотел вложить отец нашей новейшей архитектуры в свое создание.
Превращая Кремль, т.е. знаменитую неприступную крепость, в открытый, доступный для всех дворец собирателей земель русских и инородческих, Баженов, очевидно, хотел этим сказать, что задача власти, для которой Кремль превращался во дворец, есть умиротворение. (Мысль о собирании как об умиротворении высказана в статье «Русского Архива» №7
1895 года и в статье Вл. Соловьева «Смысл войны» № 7 прилож. к «Ниве»242.)
Созидая колоссальный дворец для власти, оставившей Москву, он, как это уже было в упомянутой газете сказано, желал, конечно, возвратить ее к родному для него Кремлю, привлечь ту власть, которая созывала выборных от всей Русской земли, созывала комиссию, напоминавшую собор243. Для такого-то земского, а вместе и священного собора, надо полагать, Баженов и хотел обратить почти весь Кремль в дворец, хотел обратить его в дворец для той власти, которая приближалась ко второму Риму, к Босфору, торжествовала на Морее, в Архипелаге, как это говорится в надписях, начертанных на камне и на меди при закладке дворца, очень плохих в литературном отношении и очень важных в историческом.
В статье, помещенной г. Иловайским в его газете, к речи иноземца о священной башне Ивана Великого он прибавляет, что башня эта служит достойным памятником над почившими здесь собирателями Русской земли. Оставляя, однако, мертвым историкам, к которым, конечно, не принадлежит редактор «Кремля», хоронить мертвецов, мы никак не можем признать собирателей почившими от дел, ибо, прежде чем ожить в теле, они живут и будут жить в святом деле собирания, умиротворения, которое и есть условие оживления.
Модель Кремля, каким желал его видеть XVIII век, перенесенная в музей третьего Рима, и будет возбуждать вопрос, чем должен быть Кремль в будущем и в чем будет состоять его дело, когда собирание будет вполне окончено.
____________________
* По статьям Тихомирова в «Московских Ведомостях» 1896 г., май 18, и Немировича в «Ниве» можно составить понятие о картине Кремля, которая открывается с вышки Музея241.
С. 104 - 105
КОММЕНТАРИИ
240 Печатается по: «Русское слово», 1897, 1 октября, № 263. В газете статья Федорова была помещена без подписи в разделе «Из газет и журналов». – 104.
241 Л. Тихомиров. С вышки Румянцевского музея // Московские ведомости, 1896, 18 мая, № 135; В.И. Немирович-Данченко. Письма о коронации // Нива, 1896, № 22, с. 561–565. Обе статьи содержали описание иллюминации Московского Кремля в дни коронационных
торжеств 15–17 мая 1896 г. За иллюминацией их авторы наблюдали с бельведера дома Пашкова – это место считалось «идеально удобным» для обозрения Москвы. – 104.
242 В «Русском архиве» была помещена статья Федорова «Еще об историческом значении царского титула», вошедшая затем в работу «Самодержавие» (см. Т. II наст. изд., с. 3–5). О статье В.С. Соловьева см. примеч. 66 к «Самодержавию» (там же, с. 446). – 104.
243 Речь идет об Уложенной комиссии (1767–1768 гг.), созванной Екатериной II для выработки нового законодательства Российской империи (в состав комиссии входили 572 депутата – представители разных сословий и социальных групп: дворяне, горожане, крестьяне, жители национальных окраин и т.д.). – 105.