Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II  ТОМ  III   —  ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ  IV   


ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ. ОБ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ322

Нет ни одного города, нет общества, которое не состояло бы из разумных существ, и даже очень даровитых, жизнь которых притом не представляла бы интереса для знания и художественного изображения. Но есть очень много городов, которые не имеют ни науки, ни искусства, и нет ни одного города, которого жизнь была бы основана на знании, а наружность была бы художественным выражением такого разумного научного общества; а между тем несомненно, что наука стремится все обратить в предмет знания и сделать всех деятелями науки. Только при такой универсальности наука может получить священное значение, может быть канонизована, религионизована. Но универсальности она не может достигнуть, если, оставаясь чистою, будет служить для забавы немногих или, оставаясь прикладною, будет удовлетворением лишь чувственности, хотя бы и эстетической.

Принимая за образец природу, можно, конечно, желать, чтобы все даровитое было сосредоточено в центре, столице, а провинция <в таком случае> осталась <бы> неразумным телом. Но естественное в природе неестественно для человека, высшее в слепой природе есть низшее в разумном существе. Согласно заповеди Божественной, которая есть и закон человеческой природы в настоящем, и закон всего мира в будущем, вопрос должен быть поставлен таким образом: как обратить каждый город в разумное существо, иначе сказать как объединить его обитателей в знании, т.е. создать местную науку и искусство? Создание же такой науки и искусства и есть необходимое условие для исполнения миссионерского подвига, дела каждого города относительно села или сельского его округа.

Что такое город в настоящее время для уезда? Лавка, базар (торговый центр), острог, судья, надзиратель (административный и судебный центры) на место того, чтобы быть сердцем и думою своего уезда, что и выражается в понятии интеллигенции. Стать заботливым сыном своего уезда это <и> значит быть нравственным, ибо не только недостаточно, но и нельзя быть нравственным в розни, в отдельности.

Как устроить местное изучение человека и природы, т.е. Истории и статистики, точнее, <как создать> летопись, или всестороннее изучение прошедшего и настоящего, и местное естествознание во всех видах? История восстановление прошлого в проекте примирения и воскрешения, статисти-
ка устранение причин, <препятствующих> совокупной деятельности, естествознание, или знание природы, как орудие Воскрешения.

Нет места, которое не принимало бы, прямо и косвенно, участия в общей народной, а также во всеобщей человеческой Истории, но зато есть много мест, которые совсем не знают о своем участии в Истории, в общей жизни, т.е. не имеют своей Местной Истории. А для всей массы населения История ограничивается только поминовением (поименным) в приходских храмах, т.е. поминовением устами, а не сердцем и умом. Знание истории выдающихся личностей человек предоставляет себе, а приходские истории предоставляет ведению Бога, потому, конечно, что это труднее.

Нельзя винить людей, пока они не имеют местной истории, назначающей им место во всеобщей, за равнодушие к общему благу, нельзя даже винить за эгоизм, предпочитающий семейные, личные интересы сколько-нибудь общему, когда они не знают о том зле, которое производит эгоизм в общей жизни всего человеческого рода или одного народа, и еще менее знают о том благе, которое могло бы быть при участии всех в общем деле. Тем более нельзя винить, что ум, привыкший думать только о ближайших предметах, неспособен становится даже представлять что-либо выходящее из этого круга. Поэтому даже самый сухой рассказ местной Истории, отвлекающий от мелочных интересов, уже имеет значение. С другой стороны, <как> Всеобщая, <так> и Русская История без местной, указывающей участие данной местности в истории общей, не может иметь интереса, не может быть даже понята местными жителями, потому что общая история не представляет участия данной местности в том деле, о котором повествует, и местный житель останется к ней равнодушен, безучастен, она будет представляться ему чем-то чуждым. Всеобщая История и даже Русская без местной отчуждает от местной жизни.

Но как приступить к восстановлению местной Истории, не сохранившейся и в общих источниках Русской Истории, и даже в Иностранных <историях>, никем не записанной на месте, хотя бы в виде самого сухого перечня, и оставившей следы только в памятниках юридико-экономического свойства? Местная История необходима не как занимательное чтение, а

КОММЕНТАРИИ

322 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 50 (копия рукой Н.П. Петерсона: к. 3, ед. хр. 4, лл. 177–178). – 153.

 ВВЕРХ