Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | III | ТОМ IV О РАЗОРУЖЕНИИ И УМИРОТВОРЕНИИ ДОПОЛНЕНИЕ |
К КОНЦУ 2-Й СТАТЬИ О РАЗОРУЖЕНИИ10
Из сказанного в предыдущем письме11 можно составить Символ веры, веры в смысле действия или осуществления цели, указываемой в Циркуляре 12 августа. Проект обращения войска в естествоиспытательную силу, с сохранением и прежнего его назначения, новое употребление оружия для вызывания дождя, как начало регуляции метеорического процесса, замена разоружения разряжением грозовой силы и употребление этой силы для освобождения от ига капитализма без всякого насилия, для замещения, даже без борьбы, фабричной промышленности* кустарною, — во всем этом выражается переход от Птоломеевского мировоззрения к Коперниканскому, уже не воззрению, а действию, переход от разрушительной борьбы к оживлению, к воссозданию, к воскрешению. Отсюда понятны такие протесты, как Амвросия Харьковского, запрещение делать опыты вызывания дождя в Трансваальской республике12 и т. п. Амвросий, сам того не сознавая, предлагал профессорам Харьковского Университета отказаться даже от Коперниканского воззрения, которое лежит, однако, в основе всей науки вообще и естествознания в особенности. А между тем не только христианство, а даже еврейство запрещает поклоняться небесным телам, а христианство говорит и земле о новом небе, не признавая в старом совершенства. Для этого исповедания этой веры дела нужно сказать, что Птоломеевское мировоззрение было, особенно в его первоначальном виде, Патрофикациею, перенесением душ отцов на небесные тела, т. е. оно было мнимым воскрешением, тогда как Коперниканское действие есть само воскрешение возвратившимися к праху отцов бывшими горожанами для обращения всех бездушных миров вселенной в управляемые разумом воскрешенных поколений.
Нужно еще прибавить, что так называемое хождение в народ, интеллигентные деревни, вся толстовщина есть лишь искажение того инстинктивного стремления к возвращению к праху отцов, Landhunger13, которое правительство возьмет в свои руки, когда начнет обращение войска в естествоиспытательную силу, когда соединит всеобщеобязательное образование с всеобщеобязательною воинской повинностью. Безобразие переходной эпохи от Птоломеевского к Коперниканскому находит свое полное выражение во всемирной выставке, которая употребит все средства, чтобы придать себе блеск истинно бессмертного. Музей с вышкою, как необходимое условие, собирая все разрушенное, устаревшее, показывает изнанку, истину выставки, а на вышке обращает взор от земли к небу новому, коперниканскому.
Войны из-за Идей (истинно или мнимо) стали открыто войнами из-за наживы, открыто торговыми. И войско, как наука и искусство, стало на службу купцов. Тем более требуется облагорожение войска обращением в естествоиспытательную силу, как средство оживления.
С. 181 - 182