Начало
БИБЛИОТЕКА  РУССКОГО  КОСМИЗМА  —   Н.Ф. ФЕДОРОВ  //   БИБЛИОГРАФИЯ


Поиск
 ПРЕДИСЛОВИЕ   I  II   III  ТОМ  IV   —  О РАЗОРУЖЕНИИ И УМИРОТВОРЕНИИ  —  ДОПОЛНЕНИЕ


БЕСЕДА В ХРАМЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
ПО ПОВОДУ ЦИРКУЛЯРА 12-го АВГУСТА О СОКРАЩЕНИИ ВООРУЖЕНИЙ,
ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ТЕКСТ
«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ [И] НА ЗЕМЛЕ МИР»
19

К делу умиротворения, к Истории умиротворения

Слава в вышних Богу и на земле мир.
(Лук. II, 14)20

Ныне день, когда на земле возвещен Мир. Праздник Рождества Христова есть торжество начала умиротворения. До этого великого дня или праздника мы и откладывали беседу с Вами об окружном послании от Царя Православного ко всем державам о сокращении вооружений.

Что должны сказать мы, служители храма мира, Вам, приготовляемым к войне юношам и детям, когда верховная власть призывает, если и не к разоружению, как переделал общий голос циркуляр 12 августа, то к сокращению вооружений, как бы желая сделать ненужными школы, приготовляющие к войне, и даже, в чаянии водворения всеобщего мира, [сделать] ненужным самое звание военное. На это мы, служители мира, не только не можем сказать «да будет», аминь, а должны прямо сказать «да не будет». Должна и даже может исчезнуть война, но святое звание военное, звание — положить жизнь за своих, за других, за всех, не исчезнет, пока в мире будет смерть, пока будет смертоносная сила, борьбу с которой и будет вести сила военная, давая только иное употребление орудиям разрушения, более и более совершенствуя их. Пятьдесят лет тому назад знаменитый проповедник при освящении храма также в военной школе, в кадетском корпусе, воскликнул: «О Боже мира, где же обещанное Тобою чрез пророка время, когда раскуют мечи на орала и копья на серпы, и не возьмет язык на язык меча (Исайя: II, 4-я)»21. Само собою разумеется, что слова эти буквально понимать нельзя, это не значит, чтобы мечи непременно должны быть раскованы на орала, а копья на серпы*. Это только означает, что военные орудия, орудия истребления должны получить иное назначение, должны быть обращены в орудия спасения** от общих всем бедствий, ибо тот же проповедник говорит: «а я хотя не могу отказаться от звания и должности воина... однако ничего не могу сказать об искусстве оружием наносить раны и смерть... Мне указано оружие, — меня учили искусству брани, — которым не отъемлется жизнь, а сохраняется, или даже дается мертвому»22. Но и военное звание может сказать, что даже и теперь оно призывается не для того, чтобы наносить раны и смерть, а для того, чтобы защищать от ран и смерти других, и, насколько возможно, не нанося при этом ран и смерти. И, конечно, никто бы так не порадовался, как военные, если бы и они были научены давать иное употребление оружию, наносящему раны и смерть, и именно такое употребление, при котором сохранялась и даже возвращалась бы жизнь, как это говорит Филарет. И кто может положить границу этому новому употреблению оружия; а к оружию нужно отнести не одно холодное и огнестрельное оружие, но и орудие рекогносцировки, как можно было бы назвать аэростат, употребляемый в войсках. Если же к нему присоединить громоотвод, т. е. орудие разряжения грозовой силы, которая наносит и смерть, поражает болезнью (паралич) и исцеляет от нее и даже возвращает жизнь (задушенным, повешенным), то получим орудие уже не знания лишь, а и воздействия. А если орудие рекогносцировки неприятеля, себе подобного, обратить в орудие рекогносцировки врага общего, врага по нашему лишь, впрочем, неведению, наказывающего нас за это смертию, — то положить предел действию или воздействию этого орудия будет уже совершенно невозможно, при открытии новых газов, таких, которые даже легче водорода, самого легчайшего ныне газа, и которые открывают, следовательно, возможность рекогносцировки, а может быть, и воздействия даже на междупланетные пространства. И вот обещанное чрез пророка будет исполняться; исполнится и то, что было сказано Тем, Кто выше всех пророков, — «дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит»23. Конечно, недолжно забывать, что творить это могут лишь те, которые будут на Лозе24, соединены с Ним и между собою, т. е. это обетование относится к людям не в отдельности, а в полной их совокупности. И в настоящее время войско назначено не для того только, чтобы защищать отечество от внешних лишь врагов и от врагов внутренних, как это думают обыкновенно; ибо куда отнести следующий случай: «В большом губернском городе...»25

Этот случай не единственный, конечно, — недавно было нечто подобное в Асхабаде; известен также подвиг самоотвержения... вопреки 2-й заповеди.

В статье С. Ч-т-к-ва в №№ 91-м за 1896 год «Русского Инвалида» делается приглашение к изучению этой стороны деятельности нашей армии26.

Будем же молить Господа о расширении мирной деятельности и сокращении немирной, будем молиться, чтобы Он соделал нас орудиями своей святой воли, орудиями не разрушения, а возвращения жизни.

Здесь бы нужно поместить Молитву об умиротворении.

С. 186 -187

вверх