БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
I | II | III | IV ПИСЬМА | 1873 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 1880 | 2 | 4 | 7 | 8 | 9 | 1890 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1900 | 1 | 2 | 1903 | ? | X |
92 - другая редакция.
В. А. КОЖЕВНИКОВУ
20 августа 1894. Москва
Глубокоуважаемый и дорогой Владимир Александрович
Теперь, вероятно, Вы уже получили статью: «В защиту дела и знания»1 и собственными очами убедились, что она, в ее настоящем виде, очень далека от ясности, а потому и вопрос, для кого, для большинства или меньшинства назначается эта статья, решается сам собой. Впрочем, ни большинство, ни меньшинство не будет читать этой статьи, а прочтет ее только цензура, если Вы ее представите туда.
Теперь несколько слов об эпиграфе2. Эпиграф «Отец Мой доселе делает и Я делаю» неясен именно для нашего времени, которое хотя и замечает, что во всей исторической драме есть два действующих лица, или вернее, вопреки эпиграфу — <два лица> противодействующих, — даже не признает этого раздвоения злом, которое начинается тотчас, как сыны отделяются от отцов, становятся блудными, а под видом прогресса признает даже это раздвоение благом. Если бы в тексте было сказано — Отец мой делает, а я разрушаю, я не с ним, а против него иду, — тогда наше время поняло бы его. <Для нашего времени> отцы (старшее) и сыны (младшее поколение), или отцы, угнетающие сынов, и сыны, восстающие на отцов, — но <оно (наше время)> вовсе не замечает, что должно быть одно лицо, или, точнее, одно существо и вся История — одно дело, дело всех живущих (сынов) для всех умерших (отцов). Вся протекшая и нынешняя история представляет лишь искажение истинного отношения сынов и отцов, ставших в ненормальные отношения друг к другу, т. е. ставших блудными сынами. Сыны, увлеченные красотою дочерей до забвения отцов, и составляют блудных сынов — город, который и есть блудный сын села. Промышленность и торговля, составляющие суетное дело города, служат к обострению полового увлечения, и город является собранием женихов и невест от детского возраста до глубокой старости. Половой подбор, усиливающий борьбу за существование, которое должно бы быть предметом не борьбы, не вытеснения сынами отцов, а общим делом всех сынов, — вызывает нужду надзора, всякого рода властей для сдержания этой борьбы. Изображение этого состояния составляет особую статью под названием: «Проект юбилейной выставки XIX-го века»3. Здесь же нужно еще сказать, что как город есть блудный сын села, т. е. еще не возвратившийся к селу, так и ученое сословие есть незаконный сын города. Разве не странно встречать естествоиспытателей проживающими в городе, тогда как их естественное место в селе. Но точно так же и историков-археологов место не в городе, который выбрасывает умерших из своих стен и терпит старину только благодаря не совершенно заглохшей совести даже у блудных сынов... Все это сказано, хотя оно и известно Вам, для того, чтобы показать, что для объяснения эпиграфа нужна вся История, История и как факт, и как проект. И вся статья «В защиту Дела и знания» есть комментарий к «Отец мой...» — только очень плохой. Потому-то Вы и правы, находя краткое толкование этого многосодержательного, даже, если можно так сказать, всесодержательного текста — очень неясным.
В ответ на Ваше письмо от 13 августа прилагаю библиографическую справку, какую успел сделать нынешний день.
В ожидании Вашего приезда остаюсь глубоко уважающий и любящий Н. Федоров.
20 августа
1894 г.
___________________
Полного собрания сочинений Шеллинга из 14 томов изд<ания> 1856–1861 г. есть только три тома от 3 до 5.
Отдельных сочинений Шеллинга, кроме французских переводов, на немецком языке — 19.
Сравнивая имеющиеся у нас сочинения Шеллинга с полным (?) списком его сочинений, не нашел следующих трех:
1. Über das Verhältnis des Realen und Idealen in der Natur.
2. ---------------"------------ der bildenden Kunst zur Natur.
3. Denkmal der Schrift von den göttlichen Dingen. 1812
Это сочинение, вероятно, у Вас есть, так как оно касается Якоби4.
Из философс<ких> журналов того времени нашел следующие:
Zeitschrift für spekulative Physik, 1800.
и
Neue Zeitschrift für spekulative Physik, 1802, 1 ÷.5
P.S. Но в Истории раздора и у блудных сынов есть нечто общее. Эта самая блудность, раздвоение, вытеснение сынами отцов, борьба у женихов и у невест. Цивилизация, старающаяся скрыть эту борьбу, и культура, или вырождение, как следствие этой борьбы, составляют отрицательное единство этой Истории. В эпиграфе заключается и указание на дело (Христово), отрицание не-делания (еврейства, буддизма) и осуждение бесцельного труда (язычества).