Начало | БИБЛИОТЕКА РУССКОГО КОСМИЗМА Н.Ф. ФЕДОРОВ // БИБЛИОГРАФИЯ |
Поиск |
ПРЕДИСЛОВИЕ | I | II | III | ТОМ IV О Ф.М. ДОСТОЕВСКОМ, Л.Н. ТОЛСТОМ, В.С. СОЛОВЬЕВЕ |
О ВЕЛИКОМ СИНТЕЗЕ, СИНТЕЗЕ ДЕЛОВОМ, СИНТЕЗЕ ДЕЛА
И ВНУТРЕННЕГО, И ВНЕШНЕГО72
Учение об объединении для всеобщего познавания и общего дела, т. е. Учение о воскрешении как воле Божией, а деле человеческом, предшествовало учению о не-думании и не-делании и отрицанию объединения, или, что то же, учению об объединении на не-думание и не-делание, хотя последнее стало известно гораздо ранее первого, положительного учения. Толстовство было естественным следствием кантовского признания невозможности знания. Оно обратило кантовский агностицизм* в заповедь, требуя не-думания, и ограничило практический разум нравственностью, высшим выражением коей было не-делание. Второе же учение обращало субъективизм теоретического разума в проективизм, а отрицательное учение практического разума обратило в положительное, требуя от совокупных усилий всех сил людей живущих возвращения жизни умершим, на место запрещения только лишать жизни. Иначе сказать, требуя синтеза всех способностей людей, также синтеза всего разложенного, рассеянного, т. е. Синтеза внешнего и внутреннего, или совокупления живущих для оживления всего разложенного, мертвого.
С. 21