Мысли Н.Ф. Федорова — различия между версиями
Материал из Н.Ф. Федоров
Petrov (обсуждение | вклад) |
Petrov (обсуждение | вклад) (→О всеобщей регуляции) |
||
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | * '''Пополняемая подборка мыслей Н.Ф. Федорова из его [[Собрание_сочинений_Н.Ф._Федорова_в_4-х_томах|Сочинений]]'''. | ||
+ | |||
+ | |||
==О христианстве== | ==О христианстве== | ||
*Христос есть Воскреситель, и христианство, как истинная религия, есть воскрешение. Определение христианства воскрешением есть определение точное и полное. | *Христос есть Воскреситель, и христианство, как истинная религия, есть воскрешение. Определение христианства воскрешением есть определение точное и полное. | ||
Строка 10: | Строка 13: | ||
*Христианство не есть лишь жизнепонимание, а дело искупления, которое и состоит в расширении и распространении регуляции на весь мир. | *Христианство не есть лишь жизнепонимание, а дело искупления, которое и состоит в расширении и распространении регуляции на весь мир. | ||
*Вся Вселенная, одушевленная всеми воскресшими поколениями, будет храмом Бессмертному Триединству. | *Вся Вселенная, одушевленная всеми воскресшими поколениями, будет храмом Бессмертному Триединству. | ||
− | ==== | + | ==О человеке== |
− | + | *Человек – есть существо, которое погребает, – вот самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано, и давший его выразил то же самое, что сказало о себе все человечество, только другими словами, назвав себя смертным. | |
+ | *Человек есть существо, переходящее от рожденного к самосозидающему. | ||
+ | *Начало человечества тесно связано с сознанием смертности и с проявлением этого сознания в стремлении к замене естественного, само собою рождающегося, самодеятельностью, требующею объединения существ; первый же акт самодеятельности человека есть вертикальное его положение. | ||
+ | *Все открытия, все, что узнал человек в новом своем положении (вертикальном), сводится на сознание своей смертности, ибо смертность есть общее выражение всех бед, удручающих человека. | ||
+ | *Существо смертное, в скорби возносящееся очами, голосом, руками к небу, что это такое, как не существо молящееся, animal religiosum, как должны бы сказать натуралисты. Эта поза, как результат переворота, с коим появился человек, или смертный, была первым и в то же время художественным произведением человека, предметом которого был он сам и которое было уже некоторою победою над падением, вообще – над земным тяготением. | ||
+ | *В вертикальном положении, как и во всем самовостании, человек, или сын человеческий, является художником и художественным произведением-храмом. | ||
+ | *Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек не смертный, а сын умерших отцов. | ||
+ | *Тот, кто первый по чувству любви до конца не оставлял своих родителей, не оставлял их при жизни, хотя и мог жить отдельно по своему совершеннолетию, по своей способности к самостоятельной жизни, не оставлял и после смерти, этот-то человек и был, можно сказать, первым сыном человеческим, положившим начало родовому быту, родовой религии (культ предков) и вообще человеческому обществу. | ||
+ | *Если человек есть нравственное существо, то ему, чтобы остаться нравственным, нужно или возвратить жизнь умершим, или же самому умереть, но пережить смерть отца, признав невозможность воскрешения, - значит не быть сыном, не быть и братом, не быть, следовательно, существом нравственным. | ||
+ | *Заменив определенное сын человеческий неопределенным человек, мы лишили себя возможности сказать, кто наш общий враг, в чем наше общее дело. | ||
+ | ==О смерти, воскрешении и бессмертии== | ||
+ | *Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам. | ||
+ | *Мы – сыны, оставившие своих отцов. | ||
+ | *Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости. Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом. | ||
+ | *Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть. | ||
+ | *Пока будет смерть, будет и бедность. | ||
+ | *Богатство ли – добро, а бедность – зло, или же жизнь, т. е. жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть истинное зло? | ||
+ | *Должна быть умерщвлена, наконец, и смерть сама – самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности. | ||
+ | *Долг воскрешения, долг к отцам, сыновний долг, как его можно назвать, явился в мир вместе с человеком. | ||
+ | *Бессмертие без воскрешения невозможно физически, если бы даже оно и было возможно нравственно; оно невозможно без воскрешения так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздать мегакосм или макрокосм. | ||
+ | *Воскрешение и нравственное совершенство тождественны. | ||
+ | *Истинное воспитание состоит не в сознании превосходства над отцами, а в сознании отцов в себе и себя в них. С воспитанием кончается дело отцов, родителей, и начинается дело сынов — воскресителей. В рождении и воспитании родители отдают свою жизнь детям, а в деле воскрешения начинается возвращение жизни родителям, в чем и выражается совершеннолетие. | ||
+ | *Смерть есть торжество силы слепой, не нравственной, всеобщее же воскрешение будет победою нравственности, будет последнею высшею степенью, до которой может дойти нравственность.*Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем. | ||
+ | *Душа человека не tabula rasa, не лист чистой бумаги, не мягкий воск, из которого можно сделать все что угодно, а два изображения, две биографии, соединенные в один образ. Чем утонченнее будут способы познания, тем больше будет открываться признаков наследственности, тем ярче будут восставать образы родителей; так что полный ответ на древний вопрос, написанный над воротами Дельфийского оракула, – «познай самого себя» – мы будем иметь во всеобщем воскрешении. | ||
+ | *Всеобщее воскрешение есть только возвращение к нормальному состоянию, когда человечество в полном обладании природою, как своею силою, может осуществлять не по нужде, а по избытку душевной мощи бесконечную мысль в неограниченных средствах материи, имея образец в доступном созерцанию человеческого рода Божестве. | ||
+ | ==О всеобщей регуляции== | ||
+ | *Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою. | ||
+ | *В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим. | ||
+ | *Есть два материализма, материализм подчинения слепой силе материи и материализм управления материей, не в мысли лишь, не в игрушечных, кабинетных или лабораторных опытах, а в самой природе, делаясь ее разумом, регуляцией. | ||
+ | *''В себе человек – в своей нервной системе – носит образец регуляции Вселенной'' {{ll|3|280}}. | ||
+ | *Свобода без власти над природою и без управления ею – то же, что освобождение крестьян без земли. | ||
+ | *Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме ускорения собственного конца. | ||
+ | *Мы виноваты не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию. | ||
+ | *Исповедуя Бога Вседержителем и Творцом Мира, мы не можем не каяться в расхищении созданного Им, должны признать себя истребителями и разрушителями, не поддерживающими, а разрушающими порядок в мире. И, не отрекаясь от подобия Ему, мы не можем видеть своего назначения в присвоении лишь того, что не создано нашим трудом, в том, чтобы быть собственниками созданного Богом мира. Наше назначение может заключаться только в том, чтобы быть орудиями управления тою силою, которая, будучи предоставлена своей слепоте, несет голод, болезни и смерть <...> Нельзя даже сказать, что Бог создал слепую силу, ибо Он создал и разумную, и только по бездействию последней творит зло первая. | ||
+ | *Природа, слепая сила, наказывает человека за слепоту, казнит разумные существа за подчинение ей, слепой силе, как бы требуя от человека внесения в нее разума и управления ею, казнит за бесчувственное вытеснение сынами отцов. | ||
+ | *Регуляция есть существенный признак совершеннолетия рода человеческого. | ||
+ | |||
+ | ==О космосе== | ||
+ | *Порожденный крошечною Землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем. | ||
+ | *Человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще какою силою приводимого в движение, корабля. | ||
+ | *Способность же жить во всей вселенной, дав возможность роду человеческому населить все миры, даст нам и силу объединить миры вселенной в художественное целое, многоединым художником коего, в подобие Триединому Творцу, будет весь род человеческий, в совокупности всех воскрешенных и воссозданных поколений. | ||
+ | *Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига. | ||
+ | ==О знании и науке== | ||
+ | *Все должны быть познающими и все должно быть предметом знания. | ||
+ | *Наука должна быть достоянием всех, т. е. быть выводом из наблюдений, производимых не кое-где, кое-когда и кое-кем, а везде, всегда и всеми, выводом, прилагаемым к регуляции. | ||
+ | *Должна ли наука знанием лишь для знания, знанием лишь того, почему сущее существует, а не того, почему живущее страдает и умирает?! | ||
+ | *И не преступна ли наука прикладная, создающая предметы вражды — мануфактурные игрушки — и вооружающая враждующих из–за этих игрушек истребительнейшими и мучительнейшими орудиями, мощно содействующими к обращению земли в кладбище. | ||
+ | *Должны ли вера и знание быть всегда противоположными и враждебными или же они должны объединиться? | ||
+ | *Истина есть только путь ко благу. | ||
+ | *Только сыновнее чувство, общее всем, дает знанию цель, т.е. объединяет людей в познании силы, умерщвляющей отцов, раскрывает их (людей) души, соединяет их во взаимознании, делая братьями в самом глубочайшем смысле этого слова, ведет их к возвращению жизни умершим. | ||
+ | ==Об активности человека== | ||
+ | *Вся философия несостоятельна, если она есть мысль без дела. | ||
+ | *Мир дан не на поглядение, не миросозерцание – цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям. | ||
+ | *Покой ненавистен человеку; и пока не существует великого, действительно общего дела, а не одинакового лишь или общественного, социального, вносящего раздор, пока нет дела, всех объединяющего в общем труде, в котором нашли бы удовлетворение все способности человека, и пока человек лишен возможности созидать, воссоздавать, он будет разрушать. | ||
+ | *Хотя бы идеи и создавались или порождались плотским человеком, они все же не для того возникают, чтобы плоть управляла мыслью, а для того, чтобы мысль и душа управляли материею. | ||
+ | *Труд есть высшая добродетель, уподобляющая нас Богу, создавшему все из ничего. | ||
+ | *Идея вообще не субъективна и не объективна, она проективна. | ||
+ | ==Об этике== | ||
+ | *Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявшим жизнь. | ||
+ | *Попыток устроить братство, не обращая внимания на причины, которые делают людей не братьями, т.е. поселяют между ними вражду, было так много, что история потеряла счет таким попыткам. | ||
+ | *Все мы братья по любви к отцам. | ||
+ | *Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех. | ||
+ | *Пока сами люди чужды друг другу, пока человек человеку – не человек, а зверь. | ||
+ | *Любви, так же как и христианства, наш век совсем не понимает, потому что под любовью к одним (как, например, к бедным) скрывается обыкновенно ненависть к другим (к богатым). | ||
+ | *Родство есть мы; для него нет других в смысле чужих: для него все – те же Я, свои, родные, естественно, органически родные, а не искусственно, механически, внешне сроднившиеся. | ||
+ | *Когда все будут чувствовать и сознавать себя во всех и таким образом даже дальние станут близкими, получится многоединство. | ||
+ | *Родство есть то, что наиболее известно, наиболее доступно людям, даже именно то, что наиболее затрагивает человеческое сердце, ибо для отцов — это вопрос о судьбе их сынов, а для сынов — вопрос о судьбе их отцов, куда входит вопрос и о братстве. | ||
+ | *Не ясно ли, что, при отрицании жизни отцов и воскрешения их, наша собственная жизнь становится вопросом, делается бессмысленной и невыносимой. | ||
+ | *Наше время отличается глубочайшим разрывом между детьми и отцами. Дети, утратив связь с отцами, утратили и цель в жизни. | ||
+ | *Для животной природы забвение отцов, может быть, и натурально, для человеческой оно совершенно неестественно. | ||
+ | *Все наши пороки – только извращения добродетелей. Пока нет у человека надлежащего исхода его жажде деятельности, до тех пор она будет растрачиваться на превозношение друг перед другом, на зависть, ненависть и гнев, на собирание богатства и расточение его. <...> только открытие поприща для спасения жизни может освободить человечество от пороков. | ||
+ | *В детском чувстве, в чувстве всеобщего родства, заключается критерий и исходный пункт дальнейшего совершенствования (т. е. достижения совершеннолетия), уклонение от коего составляет падение, создает блудных сынов, делает невозможным достижение совершеннолетия, обращает к ребячеству, которое нужно различать от детства. | ||
+ | *Человечество будет братством лишь тогда, когда все знание получит большую глубину и широту, когда вся наука и все искусство станут отеческим делом; только наука и искусство в смысле отеческого дела могут обратить человеческий род в братство. | ||
+ | *Полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством. | ||
+ | *Если наш род распался и мы обратились в не помнящие родства народы и сословия и если тот же процесс распадения продолжается внутри самих народов, сословий и отдельных обществ, то причину этого явления нужно искать в отсутствии, в недостатке прочной основы, т.е. общей цели и общей работы; а иной высокой цели, естественной, невыдуманной, неискусственной, кроме воскрешения отцов, или восстановления всеобщей любви, нет и быть не может. | ||
+ | *Дети – надежда будущего и прошедшего, ибо будущее, т.е. воскрешение, есть обращение прошедшего в настоящее в действительное.И любовь братская может получить твердую основу только в воскрешении же, ибо только оно объединит каждое поколение в работе для общей цели; и чем ближе к ней будет подвигаться эта работа, тем более будет усиливаться братство, ибо воскрешение есть восстановление всех посредствующих степеней, кои и делают из нас, братий, единый род, уподобляя наш род тому неразрывному единству, в котором пребывает Отец, Сын и Св. Дух. | ||
+ | *Нравственность – не барство и не рабство, а родство. | ||
+ | *Для нашего притупившегося чувства непонятно, какая аномалия, какая безнравственность заключается в выражении «сыны умерших отцов», т. е. сыны, живущие по смерти отцов, как будто ничего особенного, ничего ужасного не произошло! Нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» может разрешиться только долгом всеобщего воскрешения. | ||
+ | *Тот не достоин жизни и свободы, кто не возвратил жизни тем, от коих ее получил. | ||
+ | *Масса человечества из толпы, взаимной толкотни, борьбы превратится в стройную силу, когда она, сельская масса, народ, будет объединением сынов для воскрешения отцов, будет родством, психократиею. | ||
+ | ==О России== | ||
+ | *Нет вражды вечной, устранение же временной составляет нашу задачу, задачу России, как задачу, долг и всех народов. | ||
+ | *Для государства с населением в 100 миллионов, занимающего шестую часть материка, великодушие не может быть какою-либо особою добродетелью, оно лишь необходимое, обязательное свойство такого государства; без великодушия оно было бы только страшилищем. | ||
+ | *Нужно понять патриотизм не как ненависть к инородцам и иноверцам, а как деятельную любовь к своему страдающему народу. | ||
+ | ==Музей, библиотека, архив== | ||
+ | *Книга как выражение слова, мысли и знания занимает высшее место среди памятников прошедшего; должна она занимать его и в будущем, которое призвано стать делом возвращения прошедших поколений к жизни, и лишь тогда книга с этого первого места снизойдет на последнее, когда то, что было лишь в книге, то есть только в мысли и голове, станет живым делом человечества. | ||
+ | |||
+ | *К самой книге, как выражению мысли и души ее автора, должно относиться как к одушевленному, как к живому существу, и тем более, если автор умер. В случае смерти автора на книгу должно смотреть как на останки, от сохранения коих как бы зависит самое возвращение к жизни автора. |
Текущая версия на 15:39, 22 ноября 2013
- Пополняемая подборка мыслей Н.Ф. Федорова из его Сочинений.
Содержание
О христианстве
- Христос есть Воскреситель, и христианство, как истинная религия, есть воскрешение. Определение христианства воскрешением есть определение точное и полное.
- Христианство есть объединение живущих для воскрешения умерших.
- Как Божественное – воскрешение уже решено, как человеческое – еще не произведено.
- Все Евангелие есть непрерывная беседа Сына Божия о любви Своей к Богу отцов и требование такой же любви от всех сынов человеческих.
- Уподобление Богу – это желание не быть грешниками, это нелицемерная любовь к Богу, как совершенству; называть это гордостью – значит иметь оскорбительное понятие о Боге и скотское о человеке.
- Бог воспитывает человека собственным его опытом; Он – Царь, который делает все не только лишь для человека, но и чрез человека; потому-то и нет в природе целесообразности, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. Творец чрез нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее.
- Человек – не природы порождение, а Бога через нас самих творение и к жизни всех умерших на земле, чрез нас же, возвращение для разумного всеми мирами управления.
- В деле воскрешения сыны и дочери являются орудиями Бога отцов, представляя в своей деятельности живое подобие любви Сына Божия и Духа Святого к Богу Отцу.
- Христианство не есть лишь жизнепонимание, а дело искупления, которое и состоит в расширении и распространении регуляции на весь мир.
- Вся Вселенная, одушевленная всеми воскресшими поколениями, будет храмом Бессмертному Триединству.
О человеке
- Человек – есть существо, которое погребает, – вот самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано, и давший его выразил то же самое, что сказало о себе все человечество, только другими словами, назвав себя смертным.
- Человек есть существо, переходящее от рожденного к самосозидающему.
- Начало человечества тесно связано с сознанием смертности и с проявлением этого сознания в стремлении к замене естественного, само собою рождающегося, самодеятельностью, требующею объединения существ; первый же акт самодеятельности человека есть вертикальное его положение.
- Все открытия, все, что узнал человек в новом своем положении (вертикальном), сводится на сознание своей смертности, ибо смертность есть общее выражение всех бед, удручающих человека.
- Существо смертное, в скорби возносящееся очами, голосом, руками к небу, что это такое, как не существо молящееся, animal religiosum, как должны бы сказать натуралисты. Эта поза, как результат переворота, с коим появился человек, или смертный, была первым и в то же время художественным произведением человека, предметом которого был он сам и которое было уже некоторою победою над падением, вообще – над земным тяготением.
- В вертикальном положении, как и во всем самовостании, человек, или сын человеческий, является художником и художественным произведением-храмом.
- Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле человек не смертный, а сын умерших отцов.
- Тот, кто первый по чувству любви до конца не оставлял своих родителей, не оставлял их при жизни, хотя и мог жить отдельно по своему совершеннолетию, по своей способности к самостоятельной жизни, не оставлял и после смерти, этот-то человек и был, можно сказать, первым сыном человеческим, положившим начало родовому быту, родовой религии (культ предков) и вообще человеческому обществу.
- Если человек есть нравственное существо, то ему, чтобы остаться нравственным, нужно или возвратить жизнь умершим, или же самому умереть, но пережить смерть отца, признав невозможность воскрешения, - значит не быть сыном, не быть и братом, не быть, следовательно, существом нравственным.
- Заменив определенное сын человеческий неопределенным человек, мы лишили себя возможности сказать, кто наш общий враг, в чем наше общее дело.
О смерти, воскрешении и бессмертии
- Мысль, по которой человек называется сыном человеческим, обнимает весь род, а дело, по которому он так называется, есть обращение слепой смертоносной силы в силу, возвращающую жизнь всем отцам.
- Мы – сыны, оставившие своих отцов.
- Как ни глубоки причины смертности, смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости. Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом.
- Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть.
- Пока будет смерть, будет и бедность.
- Богатство ли – добро, а бедность – зло, или же жизнь, т. е. жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть истинное зло?
- Должна быть умерщвлена, наконец, и смерть сама – самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности.
- Долг воскрешения, долг к отцам, сыновний долг, как его можно назвать, явился в мир вместе с человеком.
- Бессмертие без воскрешения невозможно физически, если бы даже оно и было возможно нравственно; оно невозможно без воскрешения так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и воссоздать мегакосм или макрокосм.
- Воскрешение и нравственное совершенство тождественны.
- Истинное воспитание состоит не в сознании превосходства над отцами, а в сознании отцов в себе и себя в них. С воспитанием кончается дело отцов, родителей, и начинается дело сынов — воскресителей. В рождении и воспитании родители отдают свою жизнь детям, а в деле воскрешения начинается возвращение жизни родителям, в чем и выражается совершеннолетие.
- Смерть есть торжество силы слепой, не нравственной, всеобщее же воскрешение будет победою нравственности, будет последнею высшею степенью, до которой может дойти нравственность.*Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем.
- Душа человека не tabula rasa, не лист чистой бумаги, не мягкий воск, из которого можно сделать все что угодно, а два изображения, две биографии, соединенные в один образ. Чем утонченнее будут способы познания, тем больше будет открываться признаков наследственности, тем ярче будут восставать образы родителей; так что полный ответ на древний вопрос, написанный над воротами Дельфийского оракула, – «познай самого себя» – мы будем иметь во всеобщем воскрешении.
- Всеобщее воскрешение есть только возвращение к нормальному состоянию, когда человечество в полном обладании природою, как своею силою, может осуществлять не по нужде, а по избытку душевной мощи бесконечную мысль в неограниченных средствах материи, имея образец в доступном созерцанию человеческого рода Божестве.
О всеобщей регуляции
- Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою.
- В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим.
- Есть два материализма, материализм подчинения слепой силе материи и материализм управления материей, не в мысли лишь, не в игрушечных, кабинетных или лабораторных опытах, а в самой природе, делаясь ее разумом, регуляцией.
- В себе человек – в своей нервной системе – носит образец регуляции Вселенной (III, 280).
- Свобода без власти над природою и без управления ею – то же, что освобождение крестьян без земли.
- Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме ускорения собственного конца.
- Мы виноваты не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию.
- Исповедуя Бога Вседержителем и Творцом Мира, мы не можем не каяться в расхищении созданного Им, должны признать себя истребителями и разрушителями, не поддерживающими, а разрушающими порядок в мире. И, не отрекаясь от подобия Ему, мы не можем видеть своего назначения в присвоении лишь того, что не создано нашим трудом, в том, чтобы быть собственниками созданного Богом мира. Наше назначение может заключаться только в том, чтобы быть орудиями управления тою силою, которая, будучи предоставлена своей слепоте, несет голод, болезни и смерть <...> Нельзя даже сказать, что Бог создал слепую силу, ибо Он создал и разумную, и только по бездействию последней творит зло первая.
- Природа, слепая сила, наказывает человека за слепоту, казнит разумные существа за подчинение ей, слепой силе, как бы требуя от человека внесения в нее разума и управления ею, казнит за бесчувственное вытеснение сынами отцов.
- Регуляция есть существенный признак совершеннолетия рода человеческого.
О космосе
- Порожденный крошечною Землею, зритель безмерного пространства, зритель миров этого пространства должен сделаться их обитателем и правителем.
- Человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще какою силою приводимого в движение, корабля.
- Способность же жить во всей вселенной, дав возможность роду человеческому населить все миры, даст нам и силу объединить миры вселенной в художественное целое, многоединым художником коего, в подобие Триединому Творцу, будет весь род человеческий, в совокупности всех воскрешенных и воссозданных поколений.
- Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига.
О знании и науке
- Все должны быть познающими и все должно быть предметом знания.
- Наука должна быть достоянием всех, т. е. быть выводом из наблюдений, производимых не кое-где, кое-когда и кое-кем, а везде, всегда и всеми, выводом, прилагаемым к регуляции.
- Должна ли наука знанием лишь для знания, знанием лишь того, почему сущее существует, а не того, почему живущее страдает и умирает?!
- И не преступна ли наука прикладная, создающая предметы вражды — мануфактурные игрушки — и вооружающая враждующих из–за этих игрушек истребительнейшими и мучительнейшими орудиями, мощно содействующими к обращению земли в кладбище.
- Должны ли вера и знание быть всегда противоположными и враждебными или же они должны объединиться?
- Истина есть только путь ко благу.
- Только сыновнее чувство, общее всем, дает знанию цель, т.е. объединяет людей в познании силы, умерщвляющей отцов, раскрывает их (людей) души, соединяет их во взаимознании, делая братьями в самом глубочайшем смысле этого слова, ведет их к возвращению жизни умершим.
Об активности человека
- Вся философия несостоятельна, если она есть мысль без дела.
- Мир дан не на поглядение, не миросозерцание – цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям.
- Покой ненавистен человеку; и пока не существует великого, действительно общего дела, а не одинакового лишь или общественного, социального, вносящего раздор, пока нет дела, всех объединяющего в общем труде, в котором нашли бы удовлетворение все способности человека, и пока человек лишен возможности созидать, воссоздавать, он будет разрушать.
- Хотя бы идеи и создавались или порождались плотским человеком, они все же не для того возникают, чтобы плоть управляла мыслью, а для того, чтобы мысль и душа управляли материею.
- Труд есть высшая добродетель, уподобляющая нас Богу, создавшему все из ничего.
- Идея вообще не субъективна и не объективна, она проективна.
Об этике
- Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявшим жизнь.
- Попыток устроить братство, не обращая внимания на причины, которые делают людей не братьями, т.е. поселяют между ними вражду, было так много, что история потеряла счет таким попыткам.
- Все мы братья по любви к отцам.
- Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех.
- Пока сами люди чужды друг другу, пока человек человеку – не человек, а зверь.
- Любви, так же как и христианства, наш век совсем не понимает, потому что под любовью к одним (как, например, к бедным) скрывается обыкновенно ненависть к другим (к богатым).
- Родство есть мы; для него нет других в смысле чужих: для него все – те же Я, свои, родные, естественно, органически родные, а не искусственно, механически, внешне сроднившиеся.
- Когда все будут чувствовать и сознавать себя во всех и таким образом даже дальние станут близкими, получится многоединство.
- Родство есть то, что наиболее известно, наиболее доступно людям, даже именно то, что наиболее затрагивает человеческое сердце, ибо для отцов — это вопрос о судьбе их сынов, а для сынов — вопрос о судьбе их отцов, куда входит вопрос и о братстве.
- Не ясно ли, что, при отрицании жизни отцов и воскрешения их, наша собственная жизнь становится вопросом, делается бессмысленной и невыносимой.
- Наше время отличается глубочайшим разрывом между детьми и отцами. Дети, утратив связь с отцами, утратили и цель в жизни.
- Для животной природы забвение отцов, может быть, и натурально, для человеческой оно совершенно неестественно.
- Все наши пороки – только извращения добродетелей. Пока нет у человека надлежащего исхода его жажде деятельности, до тех пор она будет растрачиваться на превозношение друг перед другом, на зависть, ненависть и гнев, на собирание богатства и расточение его. <...> только открытие поприща для спасения жизни может освободить человечество от пороков.
- В детском чувстве, в чувстве всеобщего родства, заключается критерий и исходный пункт дальнейшего совершенствования (т. е. достижения совершеннолетия), уклонение от коего составляет падение, создает блудных сынов, делает невозможным достижение совершеннолетия, обращает к ребячеству, которое нужно различать от детства.
- Человечество будет братством лишь тогда, когда все знание получит большую глубину и широту, когда вся наука и все искусство станут отеческим делом; только наука и искусство в смысле отеческого дела могут обратить человеческий род в братство.
- Полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством.
- Если наш род распался и мы обратились в не помнящие родства народы и сословия и если тот же процесс распадения продолжается внутри самих народов, сословий и отдельных обществ, то причину этого явления нужно искать в отсутствии, в недостатке прочной основы, т.е. общей цели и общей работы; а иной высокой цели, естественной, невыдуманной, неискусственной, кроме воскрешения отцов, или восстановления всеобщей любви, нет и быть не может.
- Дети – надежда будущего и прошедшего, ибо будущее, т.е. воскрешение, есть обращение прошедшего в настоящее в действительное.И любовь братская может получить твердую основу только в воскрешении же, ибо только оно объединит каждое поколение в работе для общей цели; и чем ближе к ней будет подвигаться эта работа, тем более будет усиливаться братство, ибо воскрешение есть восстановление всех посредствующих степеней, кои и делают из нас, братий, единый род, уподобляя наш род тому неразрывному единству, в котором пребывает Отец, Сын и Св. Дух.
- Нравственность – не барство и не рабство, а родство.
- Для нашего притупившегося чувства непонятно, какая аномалия, какая безнравственность заключается в выражении «сыны умерших отцов», т. е. сыны, живущие по смерти отцов, как будто ничего особенного, ничего ужасного не произошло! Нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» может разрешиться только долгом всеобщего воскрешения.
- Тот не достоин жизни и свободы, кто не возвратил жизни тем, от коих ее получил.
- Масса человечества из толпы, взаимной толкотни, борьбы превратится в стройную силу, когда она, сельская масса, народ, будет объединением сынов для воскрешения отцов, будет родством, психократиею.
О России
- Нет вражды вечной, устранение же временной составляет нашу задачу, задачу России, как задачу, долг и всех народов.
- Для государства с населением в 100 миллионов, занимающего шестую часть материка, великодушие не может быть какою-либо особою добродетелью, оно лишь необходимое, обязательное свойство такого государства; без великодушия оно было бы только страшилищем.
- Нужно понять патриотизм не как ненависть к инородцам и иноверцам, а как деятельную любовь к своему страдающему народу.
Музей, библиотека, архив
- Книга как выражение слова, мысли и знания занимает высшее место среди памятников прошедшего; должна она занимать его и в будущем, которое призвано стать делом возвращения прошедших поколений к жизни, и лишь тогда книга с этого первого места снизойдет на последнее, когда то, что было лишь в книге, то есть только в мысли и голове, станет живым делом человечества.
- К самой книге, как выражению мысли и души ее автора, должно относиться как к одушевленному, как к живому существу, и тем более, если автор умер. В случае смерти автора на книгу должно смотреть как на останки, от сохранения коих как бы зависит самое возвращение к жизни автора.