Амаравелла — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входил...»)
 
Строка 1: Строка 1:
Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули (как правило, в составе не перечисляется), Б.А. Смирнов-Русецкий (см.), А.П. Сардан (см.), Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко (см.). Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.
+
Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули (как правило, в составе не перечисляется), Б.А. Смирнов-Русецкий (см.), А.П. Сардан (см.), Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко (см.). Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.
 +
 
 
Началась в 1923 г. с "Выставки пяти" (в том числе Фатеев, Микули, Смирнов-Русецкий) и образования группы "Квадрига" (Фатеев, Смирнов-Русецкий, Пшесецкая, Сардан), оформился состав к 1926 г. Увлекались теософией, оккультизмом, философией. Руна, теософка, "духовная мать" кружка, уже много знала о мировоззрении Н.К. Рериха. Смирнов-Русецкий увлекся Н.К., как художником, с юности. От американца Генри Ланца услышали о Музее Рериха и "Корона Мунди". В июне 1926 г. узнали из газет о приезде Рерихов в Москву и познакомились с ними, имели 5-6 встреч по 2-3 часа, одни из первых в России прочитали Учение. "Учитель доволен, как сегодня Фуяма говорил с художниками. Можно им послать книгу. Последователи пригодные" (Дн-8.7.26). Н.К. подарил книги "Зов", "Озарение" и "Пути Благословения". Когда Лихтманы возвращались с Алтая через Москву, художники познакомились с Зинаидой Григорьевной (она дала уже готовую часть рукописи "Общины" и предложила послать по 2 картины в Нью-Йорк), а также с Б.К. Рерихом (см.) и Митусовыми (см.; в 1928 г.). Переписывались с З.Г. до 1930 г., влились в деятельность Общества друзей Музея, получили книжные издания "Общины" и "Агни-Йоги". В 1927 г. (открытие 5 апреля в Нью-Йорке) и весной 1928 г. (в Чикаго) картины художников участвовали в выставках современного искусства в США под эгидой центра Корона Мунди. К этим выставкам и появились название и манифест группы - по условию организаторов.
 
Началась в 1923 г. с "Выставки пяти" (в том числе Фатеев, Микули, Смирнов-Русецкий) и образования группы "Квадрига" (Фатеев, Смирнов-Русецкий, Пшесецкая, Сардан), оформился состав к 1926 г. Увлекались теософией, оккультизмом, философией. Руна, теософка, "духовная мать" кружка, уже много знала о мировоззрении Н.К. Рериха. Смирнов-Русецкий увлекся Н.К., как художником, с юности. От американца Генри Ланца услышали о Музее Рериха и "Корона Мунди". В июне 1926 г. узнали из газет о приезде Рерихов в Москву и познакомились с ними, имели 5-6 встреч по 2-3 часа, одни из первых в России прочитали Учение. "Учитель доволен, как сегодня Фуяма говорил с художниками. Можно им послать книгу. Последователи пригодные" (Дн-8.7.26). Н.К. подарил книги "Зов", "Озарение" и "Пути Благословения". Когда Лихтманы возвращались с Алтая через Москву, художники познакомились с Зинаидой Григорьевной (она дала уже готовую часть рукописи "Общины" и предложила послать по 2 картины в Нью-Йорк), а также с Б.К. Рерихом (см.) и Митусовыми (см.; в 1928 г.). Переписывались с З.Г. до 1930 г., влились в деятельность Общества друзей Музея, получили книжные издания "Общины" и "Агни-Йоги". В 1927 г. (открытие 5 апреля в Нью-Йорке) и весной 1928 г. (в Чикаго) картины художников участвовали в выставках современного искусства в США под эгидой центра Корона Мунди. К этим выставкам и появились название и манифест группы - по условию организаторов.
 +
 +
 
В 1927 г. познакомились с А.В. Соколовым (Вольским), встречавшимся в Н.К. в Лондоне, и А.Е. Быстровым (см.). В феврале 1930 г. Руну арестовали и посадили на 3 года, сослали в Архангельскую область, другие тоже попадали под идеологические репрессии.
 
В 1927 г. познакомились с А.В. Соколовым (Вольским), встречавшимся в Н.К. в Лондоне, и А.Е. Быстровым (см.). В феврале 1930 г. Руну арестовали и посадили на 3 года, сослали в Архангельскую область, другие тоже попадали под идеологические репрессии.
 +
 
Продолжая понемногу занятия живописью и очень редко участвуя в выставках, члены группы вынуждены были далее зарабатывать другими способами, например, Руна преподавала ритмику и пластику. Некоторые члены группы с 1957 г. общались с Ю.Н. и С.Н. Рерихами. Во время политической "оттепели" и всплеска фантастики, иногда сообща, смогли понемногу выставлять "космические" произведения, но в полной мере - лишь в 1990-е гг., когда и само название зазвучало вновь. Особенный интерес к их творчеству проявили рериховские общества. 7.10.2000 Н.С. Черных присвоил астероиду N 3762, открытому им 26.8.1976, имя "А.".
 
Продолжая понемногу занятия живописью и очень редко участвуя в выставках, члены группы вынуждены были далее зарабатывать другими способами, например, Руна преподавала ритмику и пластику. Некоторые члены группы с 1957 г. общались с Ю.Н. и С.Н. Рерихами. Во время политической "оттепели" и всплеска фантастики, иногда сообща, смогли понемногу выставлять "космические" произведения, но в полной мере - лишь в 1990-е гг., когда и само название зазвучало вновь. Особенный интерес к их творчеству проявили рериховские общества. 7.10.2000 Н.С. Черных присвоил астероиду N 3762, открытому им 26.8.1976, имя "А.".
Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для А-ы.
+
 
А.П. Сардан (который был также композитором) писал: "В своих работах я пытаюсь передать синтетическое восприятие времени и динамики пространства, обогащенное гармоническими сочетаниями звуков и красок природы, во всем ее величавом многообразии".
+
Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для Амаравеллы.
Петр Петрович Фатеев (19.8.1891, Москва,-1971) получил художественное образование в студии Ф.И. Рерберга. Участвовал во многих выставках. Автор статьи "О супрематизме К. Малевича" (1917), возможно, и других. В 1922 г. прошла его персональная выставка из 110 картин. После 1930 г. работал в области технического оформления: изготавливал макеты, наглядные пособия для музеев и учебных заведений и т.п. Имел и техническое образование, работал инженером-конструктором. Востоком заинтересовался в 20-летнем возрасте. Анатолий Францевич Микули
+
 
 +
А.П. Сардан (который был также композитором) писал: "В своих работах я пытаюсь передать синтетическое восприятие времени и динамики пространства, обогащенное гармоническими сочетаниями звуков и красок природы, во всем ее величавом многообразии".Петр Петрович Фатеев (19.8.1891, Москва,-1971) получил художественное образование в студии Ф.И. Рерберга. Участвовал во многих выставках. Автор статьи "О супрематизме К. Малевича" (1917), возможно, и других. В 1922 г. прошла его персональная выставка из 110 картин. После 1930 г. работал в области технического оформления: изготавливал макеты, наглядные пособия для музеев и учебных заведений и т.п. Имел и техническое образование, работал инженером-конструктором. Востоком заинтересовался в 20-летнем возрасте.  
 +
 
 
Анатолий Францевич Микули (1882, Варшава,-1938) – знаменитый скрипач, окончивший училище Московского Филармонического общества по виртуозному отделению, успешно выступавший, дававший частные уроки и читавший лекции о музыке. Автор поэтического сборника (1916). Живописью занимался с юношеских лет. Автор и графических работ и скульптур из корней. Участвовал в выставках. Был репрессирован, умер в лагере.  
 
Анатолий Францевич Микули (1882, Варшава,-1938) – знаменитый скрипач, окончивший училище Московского Филармонического общества по виртуозному отделению, успешно выступавший, дававший частные уроки и читавший лекции о музыке. Автор поэтического сборника (1916). Живописью занимался с юношеских лет. Автор и графических работ и скульптур из корней. Участвовал в выставках. Был репрессирован, умер в лагере.  
 +
 
Сергей Иванович Шиголев (1895, Владимир,-1943 или 1951 или 1952) окончил Владимирское реальное училище. В 1918-20 гг. во Владимире работал в естественно-историческом музее. В 1920 г. переехал в Москву и поступил на естественный факультет университета. В 1921-3 гг. занимался в театральной студии им. Ф.И. Шаляпина и работал в ней художественным декоратором, писал эскизы костюмов и т.п. Некоторое время жил в Крюково, работал художником-оформителем в клубе. В 1933 г. занялся мультипликацией. Часть картин о космосе – научно-фантастические. Во время войны его подразделение попало в окружение, после чего он был обвинен в шпионаже, умер в заключении.
 
Сергей Иванович Шиголев (1895, Владимир,-1943 или 1951 или 1952) окончил Владимирское реальное училище. В 1918-20 гг. во Владимире работал в естественно-историческом музее. В 1920 г. переехал в Москву и поступил на естественный факультет университета. В 1921-3 гг. занимался в театральной студии им. Ф.И. Шаляпина и работал в ней художественным декоратором, писал эскизы костюмов и т.п. Некоторое время жил в Крюково, работал художником-оформителем в клубе. В 1933 г. занялся мультипликацией. Часть картин о космосе – научно-фантастические. Во время войны его подразделение попало в окружение, после чего он был обвинен в шпионаже, умер в заключении.

Версия 21:27, 23 ноября 2013

Амаравелла - группа художников-космистов (1924-30 и после большого перерыва), в которую входили, в порядке присоединения, Петр Петрович Фатеев, Анатолий Францевич Микули (как правило, в составе не перечисляется), Б.А. Смирнов-Русецкий (см.), А.П. Сардан (см.), Вера Николаевна Пшесецкая (1879 - около 1945; сценический псевдоним - Руна; актриса, поэтесса, художница, баронесса), Сергей Иванович Шиголев, В.Т. Черноволенко (см.). Варианты "перевода" названия, появившегося в 1927 г.: "ростки (всходы) бессмертия", сочетание слов "Амаравати" (берег или обитель бессмертия) или "амарантос" (неувядающий) и "каравелла", "несущий свет", "творческая энергия". Эмблема - бегущий с факелом человек.

Началась в 1923 г. с "Выставки пяти" (в том числе Фатеев, Микули, Смирнов-Русецкий) и образования группы "Квадрига" (Фатеев, Смирнов-Русецкий, Пшесецкая, Сардан), оформился состав к 1926 г. Увлекались теософией, оккультизмом, философией. Руна, теософка, "духовная мать" кружка, уже много знала о мировоззрении Н.К. Рериха. Смирнов-Русецкий увлекся Н.К., как художником, с юности. От американца Генри Ланца услышали о Музее Рериха и "Корона Мунди". В июне 1926 г. узнали из газет о приезде Рерихов в Москву и познакомились с ними, имели 5-6 встреч по 2-3 часа, одни из первых в России прочитали Учение. "Учитель доволен, как сегодня Фуяма говорил с художниками. Можно им послать книгу. Последователи пригодные" (Дн-8.7.26). Н.К. подарил книги "Зов", "Озарение" и "Пути Благословения". Когда Лихтманы возвращались с Алтая через Москву, художники познакомились с Зинаидой Григорьевной (она дала уже готовую часть рукописи "Общины" и предложила послать по 2 картины в Нью-Йорк), а также с Б.К. Рерихом (см.) и Митусовыми (см.; в 1928 г.). Переписывались с З.Г. до 1930 г., влились в деятельность Общества друзей Музея, получили книжные издания "Общины" и "Агни-Йоги". В 1927 г. (открытие 5 апреля в Нью-Йорке) и весной 1928 г. (в Чикаго) картины художников участвовали в выставках современного искусства в США под эгидой центра Корона Мунди. К этим выставкам и появились название и манифест группы - по условию организаторов.


В 1927 г. познакомились с А.В. Соколовым (Вольским), встречавшимся в Н.К. в Лондоне, и А.Е. Быстровым (см.). В феврале 1930 г. Руну арестовали и посадили на 3 года, сослали в Архангельскую область, другие тоже попадали под идеологические репрессии.

Продолжая понемногу занятия живописью и очень редко участвуя в выставках, члены группы вынуждены были далее зарабатывать другими способами, например, Руна преподавала ритмику и пластику. Некоторые члены группы с 1957 г. общались с Ю.Н. и С.Н. Рерихами. Во время политической "оттепели" и всплеска фантастики, иногда сообща, смогли понемногу выставлять "космические" произведения, но в полной мере - лишь в 1990-е гг., когда и само название зазвучало вновь. Особенный интерес к их творчеству проявили рериховские общества. 7.10.2000 Н.С. Черных присвоил астероиду N 3762, открытому им 26.8.1976, имя "А.".

Из манифеста группы 1927 года: "Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания...". Идеи космизма, освобождения человека от тягости земного притяжения, вера в возможность совершенствования были главными для Амаравеллы.

А.П. Сардан (который был также композитором) писал: "В своих работах я пытаюсь передать синтетическое восприятие времени и динамики пространства, обогащенное гармоническими сочетаниями звуков и красок природы, во всем ее величавом многообразии".Петр Петрович Фатеев (19.8.1891, Москва,-1971) получил художественное образование в студии Ф.И. Рерберга. Участвовал во многих выставках. Автор статьи "О супрематизме К. Малевича" (1917), возможно, и других. В 1922 г. прошла его персональная выставка из 110 картин. После 1930 г. работал в области технического оформления: изготавливал макеты, наглядные пособия для музеев и учебных заведений и т.п. Имел и техническое образование, работал инженером-конструктором. Востоком заинтересовался в 20-летнем возрасте.

Анатолий Францевич Микули (1882, Варшава,-1938) – знаменитый скрипач, окончивший училище Московского Филармонического общества по виртуозному отделению, успешно выступавший, дававший частные уроки и читавший лекции о музыке. Автор поэтического сборника (1916). Живописью занимался с юношеских лет. Автор и графических работ и скульптур из корней. Участвовал в выставках. Был репрессирован, умер в лагере.

Сергей Иванович Шиголев (1895, Владимир,-1943 или 1951 или 1952) окончил Владимирское реальное училище. В 1918-20 гг. во Владимире работал в естественно-историческом музее. В 1920 г. переехал в Москву и поступил на естественный факультет университета. В 1921-3 гг. занимался в театральной студии им. Ф.И. Шаляпина и работал в ней художественным декоратором, писал эскизы костюмов и т.п. Некоторое время жил в Крюково, работал художником-оформителем в клубе. В 1933 г. занялся мультипликацией. Часть картин о космосе – научно-фантастические. Во время войны его подразделение попало в окружение, после чего он был обвинен в шпионаже, умер в заключении.