Гачев Георгий Дмитриевич — различия между версиями

Материал из Н.Ф. Федоров
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 82: Строка 82:
 
{{poem-off|15 апреля 2008, Пафос}}
 
{{poem-off|15 апреля 2008, Пафос}}
  
{{poem-on|Инна Кабыщ.На смерть Г. Гачева}}
+
{{poem-on|Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева}}
 
<poem>
 
<poem>
Крики и слёзы, и скрежет колёс.Кто говорит, что у нас бездорожье?Давеча Гачева поезд увёзиз Переделкина в Царствие Божье.
+
Крики и слёзы, и скрежет колёс.
 +
Кто говорит, что у нас бездорожье?
 +
Давеча Гачева поезд увёз
 +
Из Переделкина в Царствие Божье.
 
</poem>
 
</poem>
 
{{poem-off|}}
 
{{poem-off|}}
Строка 93: Строка 96:
 
В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью «Разум восхищенный» Георгия Гачева, помещенную в этой книге в качестве '''[http://www.nffedorov.ru/w/images/0/07/Gachev_belgrad.pdf послесловия]'''.-->
 
В 2011 г. издательство «Логос» (Сербия, Белград) выпустило перевод книги Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира». Предлагаем статью «Разум восхищенный» Георгия Гачева, помещенную в этой книге в качестве '''[http://www.nffedorov.ru/w/images/0/07/Gachev_belgrad.pdf послесловия]'''.-->
 
[http://www.facebook.com/groups/299772276817683 Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook]
 
[http://www.facebook.com/groups/299772276817683 Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook]
== Избранная библиография ==
+
==Книги Г. Гачева==
* «Ускоренное развитие литературы» (М., 1964)
+
*Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы
* «Любовь, человек,эпоха: рассуждение о повести „Джамиля“ Чингиза Айтматова» (М.: Советский писатель,1965)
+
первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с.
* «Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр» (М., 1968; 2-е изд.: М., 2008)
+
 
* «Жизнь художественного сознания: очерки по истории образа» (М., 1972)
+
* «Творчество, жизнь, искусство» (М., 1980)
+
 
* «Образ в русской художественной культуре» (М., 1981)
+
* «Национальные образы мира: Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский» (М.: Сов. писатель, 1988; М.: Прогресс, 1995)
+
 
* «Жизнемысли» (М.: «Правда», 1989)
+
*Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с.
* «Неминуемое: ускоренное развитие литературы» (М.: Художественная литература, 1989)
+
 
* «Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры)» (Фрунзе: Адабият, 1989)
+
*Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» ЧингизаАйтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с.
* «Русская Дума: портреты русских мыслителей» (М.: Новости, 1991)
 
* «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (М.: Педагогика, 1991)
 
* «Наука и национальные культуры: гуманитарный комментарий к естествознанию» (Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1992)
 
* «Образы Индии: опыт экзистенциальной культурологии» (М.: Наука, 1993)
 
* «Русский Эрос: роман Мысли с Жизнью» (М.: Интерпринт, 1994)
 
* «Жизнь с Мыслью: книга счастливого человека (пока…): исповесть» (М.: Ди-Дик-Танаис; МТРК «Мир», 1995)
 
* «Космо-Психо-Логос» (М., 1995)
 
* «Америка в сравнении с Россией и Славянством» (М.: Раритет, 1997)
 
* «Национальные образы мира: курс лекций» (М.: Academia, 1998)
 
* «Воображение и мышление» (М.: Вузовская книга, 1999)
 
* «Национальные образы мира: Евразия — космос кочевника, земледельца и горца» (М.: ДИ-ДИК, 1999)
 
* «С Толстым встреча через век: исповесть» (М.: Вузовская книга, 1999)
 
* «Музыка и световая цивилизация» (М.: Вузовская книга, 1999)
 
* Национальные образы мира. Соседи России. — 2003.
 
* Ментальности народов мира. — 2003.
 
* Гуманитарный комментарий к физике и химии. — 2003.
 
* Осень с Кантом. — 2004.
 
* Математика глазами гуманитария (дневник удивлений математике). — 2006.
 
* Шестьдесят дней в мышлении. Самозарождение жанра. — 2006.
 
* Космо-Психо-Логос. — 2007.
 
* {{книга|автор = Гачев Г. Д.|часть = |заглавие = Италия. Опыт экзистенциальной культурологии|оригинал = |ссылка = |ответственный = В авт. редакции|издание = |место = М.|издательство = Воскресенье|год = 2007|том = |страницы = |страниц = 416|серия = Миры Европы. Взгляд из России|isbn = 978-5-88528-549-0|тираж = 500}}
 
* {{статья | автор= Гачев Г. Д.| заглавие= Плюсы и минусы наивного философствования| оригинал= | ссылка= http://ec-dejavu.ru/n/Naivety.html#gachev| автор издания= | издание= Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов| тип= | место= М.| издательство= Изд-во МГУ| год= 2001|выпуск= |том= |номер= | страницы= 29-35| isbn= 5-211-04000-7}}
 
* {{статья | автор= Гачев Г. Д.| заглавие= Космос, Эрос и Логос России| оригинал= | ссылка= http://www.strana-oz.ru/?article=229&numid=4| автор издания= | издание= Отечественные записки| тип= | место= | издательство= | год= 2002|выпуск= |том= |номер= 3(4)| страницы= | isbn= }}
 
<!--* {{cite web | author        = Гачев Г. Д. | last          =  | first        =  | authorlink    =  | coauthors    =  | datepublished = 24 мая 2007 | url          = http://www.polit.ru/lectures/2007/05/24/kulturosob.html | title        = Национальные образы мира | work          =  | publisher    = Полит.ру | accessdate    = 2009-05-26 | accessyear    =  | lang          = ru | description  =  | archiveurl    = http://www.webcitation.org/664t9yaM3 | archivedate  = 2012-03-11}}-->
 

Версия 14:55, 23 марта 2014

Г.Д. Гачев
Gachev.jpg
Дата рождения:

1 мая 1929(1929-05-01)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

23 марта 2008(2008-03-23) (78 лет)

Место смерти:

Переделкино

Сайт:

http://www.gachev.ru


Георгий Дмитриевич Гачев – философ, культуролог, литературовед и эстетик. Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).

Взгляды и творчество

Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.

Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.

Из фильма Валерия Балаяна

{{#widget:YouTube|id=TAKyAn_bTDk|width=320px|height=270px}}

Георгию Гачеву. Стихотворения

Леонид Латынин. Г. Гачеву (I)


Власть вертикали слишком велика,
Чтоб твари уподобило нас бремя
Забот и бед, чем медленное время
Гнетет к земле нас долгие века.

Я вверх расту, и корни не в земле –
Они туда – за облако и вьюгу –
Скользят винтом по сумрачному кругу,
И пропадают истины во мгле.

Ты дерево рукою погуби
И вырви вон с корнями – глянет яма.
Сруби меня – и в небе будет яма,
С корнями неубитыми в глуби.


6 июня 1980


Леонид Латынин. Г. Гачеву (II)


На свете есть пустое ремесло -
Из плоских слов слепить себе дорогу
И мысли осторожной колесо
Пустить взначай по направленью к Богу.

И чем бы ни был занят мир окрест,
Куда б ни плыл вокруг тебя успешно,
Катиться колесу не надоест,
Пока ты жив и не устал, конечно.

Направо – юг, налево – север
А,Назад дорога - воротиться к дому,
Чего-чего, а гласного добра
Избыточно отпущено любому.

Пока у звезд не выгорят лучи,
И смерти не исчерпана тревога,
Ты все равно надейся и молчи,
Что колесо докатится до Бога.


15 апреля 2008, Пафос


Инна Кабыщ. На смерть Г. Гачева


Крики и слёзы, и скрежет колёс.
Кто говорит, что у нас бездорожье?
Давеча Гачева поезд увёз
Из Переделкина в Царствие Божье.




Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook

Книги Г. Гачева

  • Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы

первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с.



  • Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с.
  • Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» ЧингизаАйтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с.