Гачев Георгий Дмитриевич — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м |
Petrov (обсуждение | вклад) |
||
Строка 99: | Строка 99: | ||
#Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с. | #Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с. | ||
#Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с. | #Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с. | ||
− | + | #Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» Чингиза Айтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с. | |
− | + | #Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.:Просвещение, 1968. - 303 с.; 2-е изд.: М.: Изд-во Московского университета; изд-во «Флинта», 2008 – 288 с. (Классика жанра). | |
− | + | #Съдържателност на художествените форми. Епос. Лирика. Театр (на болг.яз.). София: Наука и изкуство, 1982. - 311 с. | |
− | + | #Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I. М.: Искусство, 1972. - 200 с. | |
− | + | #Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. - 143 с. | |
− | + | #Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - 246 с. | |
− | + | #Чингиз Айтматов и мировая литература. Кыргызстан. Фрунзе, 1982. - 288 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
*Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Алабият. 1989. - 488 с. | *Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Алабият. 1989. - 488 с. | ||
− | + | *Панорамата на световната литература (Панорама мировой литературы) (на болг. яз.). София: Наука и изкуство, 1989. - 583 с. | |
− | *Панорамата на световната литература (Панорама мировой литературы) ( | + | #Национальные образы мира. Общие вопросы (Русский. Болгарский.Киргизский. Грузинский. Армянский). М.: Советский писатель, 1988. - 448 с. |
− | + | #Жизнемысли. М.: Правда, 1989. - 47 с. | |
− | + | #Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991. - 272 с. | |
− | + | #Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. - 292 с. | |
− | + | #Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького«На дне». М.: Высшая школа, 1992. - 96 с. | |
− | + | #Наука и национальные культуры (Гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского гос. унт-та, 1992. –317 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
*Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М: Наука;«Восточная литература», 1993. - 388 с. | *Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М: Наука;«Восточная литература», 1993. - 388 с. | ||
− | + | #Русский Эрос («роман» Мысли с Жизнью). М.: Интерпринт, 1994. 279 с.;2-е расшир. изд. М.: Алгоритм, 2004. - 636 с. | |
− | + | #Семейная комедия. Лета в Щитове (исповести). М.: Школа-пресс, 1994. - 352 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Жизнь с Мыслью. Книга счастливого человека (пока…). Исповесть М.:ДИ-ДИК-ТАНАИС; МТРК «Мир», 1995. – 496 с. | Жизнь с Мыслью. Книга счастливого человека (пока…). Исповесть М.:ДИ-ДИК-ТАНАИС; МТРК «Мир», 1995. – 496 с. | ||
− | + | #Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура,1995. - 480 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством.М.: Раритет, 1997. - 678 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998. - 430 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством.М.: Раритет, 1997. - 678 с. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
*Творчеството в живота – и културата (Творчество в жизни – и культура)(на болг. яз.). София: Христо Ботев, 1998. - 543 с. | *Творчеството в живота – и културата (Творчество в жизни – и культура)(на болг. яз.). София: Христо Ботев, 1998. - 543 с. | ||
− | + | #Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 367 с. | |
− | + | #С Толстым встреча через век. М.: Вузовская книга, 1999. - 108 с. | |
− | + | #Воображение и Мышление. М.: Вузовская книга, 1999. - 189 с. | |
− | + | #Музыка и световая цивилизация. М.: Вузовская книга, 1999. - 199 с. | |
− | + | #Андрей Синявский – Абрам Терц. М.: Вузовская книга, 2000. - 133 с. | |
− | + | #Вещают вещи. Мыслят образы. М.: Академический проект, 2000. - 440 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан. Киргизия.Космос Ислама. М.: Издательский сервис, 2002. - 781 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Кавказ: Грузия. Азербайджан. Армения. М.:Издательский сервис, 2002. - 412 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Соседи России: Польша. Литва. Эстония. М.:Прогресс-традиция, 2003. - 384 с. | |
− | + | #Гуманитарный комментарий к физике и химии (Диалог между науками оприроде и о человеке). М.: Логос, 2003. - 510 с. | |
− | + | #Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, 2003. - 541 с.; 2-е изд. М.: Алгоритм, 2008. – 541с. | |
− | + | #Осень с Кантом. Образность в «Критике чистого разума». М.: Институт философии РАН, 2004. - 329 с. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
*Математика глазами гуманитария (Дневник удивлений математике). М.:Издательство СГУ, 2006. - 350 с. | *Математика глазами гуманитария (Дневник удивлений математике). М.:Издательство СГУ, 2006. - 350 с. | ||
− | + | #Българският Космо-Психо-Логос (по Христо Ботев). (Болгарский Космо-Психо-Логос) (на болг. яз.). София: Захарий Стоянов, 2006. - 672 с. | |
− | + | #60 дней в мышлении (Самозарождение жанра). М.; СПб.: Летний сад, 2006.- 480 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М.: Институт славяноведения РАН, 2007. –320 с. | |
− | + | #Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. - 683 с. | |
− | + | #Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. – 413 с. | |
− | + | #Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. М.: Академический проект, 2007. – 511 с. (Технологии культуры). | |
− | + | #Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М.: Логос, 2008. 424 с. (Библиотека интеллектуала). | |
− | + | #Дневник современного философа. Г.Д. Гачев, В.В. Бибихин,К.С. Пигров, С.Г. Семенова. М.: МГИУ, 2009. – 141 с. (Серия«Современная русская философия», № 4). | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− |
Версия 15:08, 23 марта 2014
Г.Д. Гачев | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Москва |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Переделкино |
Сайт: |
Георгий Дмитриевич Гачев – философ, культуролог, литературовед и эстетик.
Окончил филологический факультет МГУ (1952). Работал учителем русского, английского языка, русской литературы в Брянске (1952–1954). Аспирант (1954–1957), младший научный сотрудник (1957–1961, 1963–1971) Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В 1961 г. оставил институт, работал слесарем и автослесарем в с. Твардица, в 1962–1963 г. – матрос Черноморского пароходства. В конце 1963 г. вернулся в ИМЛИ и возобновил научную работу. В 1965 г. принят в Союз писателей. В 1972–1985 – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. В 1986–2008 – старший, затем ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. Член-корреспондент РАЕН (1994). Награжден орденом Паисия Хилендарского Болгарской академии наук (1980). В 1983 г. защитил докторскую диссертацию. Доктор honoris causa Университета в г. Велико Тырново (2004), Софийского университета (2006).
Содержание
Взгляды и творчество
Георгий Гачев развивал теорию ускоренного развития культуры, согласно которой народы, культурное развитие которых было заторможено историческими обстоятельствами, вступая на арену культуры, за короткое время проходят основные стадии мирового духовного развития, «догоняя» Европу, в которых эти стадии подчас занимали столетия (свою теорию называл «теорией относительности в гуманитарной культуре»). Опираясь на Гегеля, стремился постичь «феноменологию духа» народа, понять, как универсальное проявляется в национальном, «онтогенез», индивидуальный опыт духовного роста национального целого, повторяет «филогенез», опыт развития человечества, выработанные им в этом развитии формы быта, государственности, культуры. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в рус. и мировой литературе (Жизнь художественного сознания». М., 1972; Образ в русской художественной культуре. М., 1981). Георгий Гачев подчеркивал, что рус. литература в XIX в. была синтетической формой национального самосознания, «выполнила роль национальной рус. философии». Обращаясь к проблеме соотношения традиции и новаторства в культуре, выдвинул идею содержательности художественных форм, доказывая, что «форма есть отвердевшее содержание», литературные структуры в момент своего возникновения вбирают в себя жизненный и духовный опыт своего времени и затем излучают его на каждую последующую эпоху, так что создание литературного текста есть сложное взаимодействие новой творческой идеи и жанровой структуры, несущей в себе архетипическое содержание. Виды, стили, жанры искусства – варианты миропонимания, призмы, по-разному преломляющие бытие.
Главный труд Георгия Гачева – многотомная серия «Национальные образы мира» (1960-е–2007), посвященная анализу национальных ментальностей. Философ разработал методологию, позволяющую увидеть всякий национальный организм как целостность, понять его энтелехию, его идею, которая проявляется на различных уровнях: природа, быт, язык, культура, научные и философские теории. Ввел понятие национальный Космо-Психо-Логос: единство природы, в которой живет народ, национального характера и способа мышления. Описывая национальный Космос, использовал выработанный в философии досократиков натурфилософский язык четырех стихий: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Определял различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, -гонии (рождения) и -ургии (труда), мужского и женского, растительной и животной образности, вариантам религиозного чувства. Изучая национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры. Выработал свой алгоритм чтения национальной предметности (жилища, кухни, музыки, танца, одежды) и телесности («тело человека – “тело отсчета” в национальном космосе»). Писал «философию быта как бытия», раскрывая смыслы вещей, давая эстетическое осмысление повседневности (Вещают вещи, мыслят образы. М., 2000). Занимался проблемой диалога между естествознанием и гуманитарной культурой, демонстрируя, как один и тот же сегмент бытия отражается в науках о природе и в науках о человеке. Утверждал целостность познания (синтез образного и рассудочного, метафоры и понятия), взаимопереплетенность мысли и жизни. Свой тип мышления называл «ПРИ-влеченным», стремился показать, как внутренний, личный опыт познающего субъекта отражается на ходе анализа. Работал в жанре жизненно-философского дневника, «жизнемысли», внутри которого писал свои трактаты и исследования.
Из фильма Валерия Балаяна
{{#widget:YouTube|id=TAKyAn_bTDk|width=320px|height=270px}}
Георгию Гачеву. Стихотворения
|
|
|
Группа памяти Георгия Гачева в FaceBook
Книги Г. Гачева
- Ускоренное развитие литературы (на материале болгарской литературы первой половины XIXвека). М.: Наука, 1964. - 312 с. 2-е изд.: Неминуемое. М.:Художественная литература, 1989. - 432 с.
- Ускореното развитие на културата (на болг. яз.). София: Наука иизкуство, 1979. - 519 с.; 2-е изд. София: Издателство «Захарий Стоянов», 2003. - 496 с.
- Любовь, человек, эпоха. Рассуждение о повести «Джамиля» Чингиза Айтматова. М.: Советский писатель, 1965. - 98 с.
- Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.:Просвещение, 1968. - 303 с.; 2-е изд.: М.: Изд-во Московского университета; изд-во «Флинта», 2008 – 288 с. (Классика жанра).
- Съдържателност на художествените форми. Епос. Лирика. Театр (на болг.яз.). София: Наука и изкуство, 1982. - 311 с.
- Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I. М.: Искусство, 1972. - 200 с.
- Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. - 143 с.
- Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - 246 с.
- Чингиз Айтматов и мировая литература. Кыргызстан. Фрунзе, 1982. - 288 с.
- Чингиз Айтматов (в свете мировой культуры). Фрунзе: Алабият. 1989. - 488 с.
- Панорамата на световната литература (Панорама мировой литературы) (на болг. яз.). София: Наука и изкуство, 1989. - 583 с.
- Национальные образы мира. Общие вопросы (Русский. Болгарский.Киргизский. Грузинский. Армянский). М.: Советский писатель, 1988. - 448 с.
- Жизнемысли. М.: Правда, 1989. - 47 с.
- Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991. - 272 с.
- Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. - 292 с.
- Логика вещей и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького«На дне». М.: Высшая школа, 1992. - 96 с.
- Наука и национальные культуры (Гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского гос. унт-та, 1992. –317 с.
- Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М: Наука;«Восточная литература», 1993. - 388 с.
- Русский Эрос («роман» Мысли с Жизнью). М.: Интерпринт, 1994. 279 с.;2-е расшир. изд. М.: Алгоритм, 2004. - 636 с.
- Семейная комедия. Лета в Щитове (исповести). М.: Школа-пресс, 1994. - 352 с.
Жизнь с Мыслью. Книга счастливого человека (пока…). Исповесть М.:ДИ-ДИК-ТАНАИС; МТРК «Мир», 1995. – 496 с.
- Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура,1995. - 480 с.
- Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством.М.: Раритет, 1997. - 678 с.
- Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998. - 430 с.
- Творчеството в живота – и културата (Творчество в жизни – и культура)(на болг. яз.). София: Христо Ботев, 1998. - 543 с.
- Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 367 с.
- С Толстым встреча через век. М.: Вузовская книга, 1999. - 108 с.
- Воображение и Мышление. М.: Вузовская книга, 1999. - 189 с.
- Музыка и световая цивилизация. М.: Вузовская книга, 1999. - 199 с.
- Андрей Синявский – Абрам Терц. М.: Вузовская книга, 2000. - 133 с.
- Вещают вещи. Мыслят образы. М.: Академический проект, 2000. - 440 с.
- Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан. Киргизия.Космос Ислама. М.: Издательский сервис, 2002. - 781 с.
- Национальные образы мира. Кавказ: Грузия. Азербайджан. Армения. М.:Издательский сервис, 2002. - 412 с.
- Национальные образы мира. Соседи России: Польша. Литва. Эстония. М.:Прогресс-традиция, 2003. - 384 с.
- Гуманитарный комментарий к физике и химии (Диалог между науками оприроде и о человеке). М.: Логос, 2003. - 510 с.
- Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, 2003. - 541 с.; 2-е изд. М.: Алгоритм, 2008. – 541с.
- Осень с Кантом. Образность в «Критике чистого разума». М.: Институт философии РАН, 2004. - 329 с.
- Математика глазами гуманитария (Дневник удивлений математике). М.:Издательство СГУ, 2006. - 350 с.
- Българският Космо-Психо-Логос (по Христо Ботев). (Болгарский Космо-Психо-Логос) (на болг. яз.). София: Захарий Стоянов, 2006. - 672 с.
- 60 дней в мышлении (Самозарождение жанра). М.; СПб.: Летний сад, 2006.- 480 с.
- Национальные образы мира. Болгария в сравнении с Россией (опыт экзистенциального литературоведения). М.: Институт славяноведения РАН, 2007. –320 с.
- Миры Европы. Взгляд из России. Англия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. - 683 с.
- Миры Европы. Взгляд из России. Италия (Интеллектуальное путешествие).М.: Воскресение, 2007. – 413 с.
- Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. М.: Академический проект, 2007. – 511 с. (Технологии культуры).
- Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологии. М.: Логос, 2008. 424 с. (Библиотека интеллектуала).
- Дневник современного философа. Г.Д. Гачев, В.В. Бибихин,К.С. Пигров, С.Г. Семенова. М.: МГИУ, 2009. – 141 с. (Серия«Современная русская философия», № 4).