Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м |
Petrov (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. | 15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. | ||
В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении. | В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении. | ||
+ | |||
У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. 15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам. | У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. 15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам. |
Версия 11:06, 28 марта 2014
15 марта в 13-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоялось заседание литературно-философской студии «Алетейя». Тема заседания: Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. Заседание студии посвящено обсуждению двух важнейших понятий отечественной мысли и литературы: «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости». «Всечеловечности» как синтетической категории, снимающей антиномии «национализма» и «космополитизма». «Всемирной отзывчивости» как родственного внимания к другим национальным традициям и культурам, «необходимого условия» планетарной общности.
Отдельный блок выступлений посвящен памяти Георгия Гачева, философа, культуролога, автора серии «Национальные образы мира», описывавшего «национальный мир и ум как инструмент с особым тембром в симфоническом оркестре человечества», призывавшего ценить «возлюбленную непохожесть» народов земли. 23 марта 2014 года исполняется 6 лет со дня трагической гибели философа, а 1 мая – 85 лет со дня его рождения.
Программа семинара
- А.Г. Гачева, д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН, гл.библ. Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли
- И.В. Макарова (соискатель Литературного института). Мир, каким его видят Председатели Земного Шара
- Е.Н. Ратникова (аспирант ИМЛИ РАН). Всеобщее братство Розы Мира у Даниила Андреева
- Е.Ю. Константинова (соискатель ИМЛИ РАН). «Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны (Образ войны в современных СМИ и в дневниках М. Пришвина 1917-1922гг.)
- Н.А. Петрокович (ст. науч. сотр. Московского государственного психолого-педагогического университета, соискатель Московской государственной академии физической культуры). «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт»
Памяти Георгия Гачева
- У.М. Бахтиикреева, д. филол. н., проф. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН. Симфония человечества в трудах Георгия Гачева
- А.Г. Гачева. Жизнь с Мыслью. Феномен Георгия Гачева
15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении.
У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. 15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам.