Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» — различия между версиями
Petrov (обсуждение | вклад) м |
Petrov (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
<hr> | <hr> | ||
<strong>От злободневного к доброгоднему </strong> | <strong>От злободневного к доброгоднему </strong> | ||
− | В субботу, 15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. <br>В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении. | + | |
+ | В субботу, 15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. <br>В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении. | ||
+ | |||
<br>У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. | <br>У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами. | ||
+ | |||
<br>15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам. | <br>15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам. | ||
+ | |||
<br>Семинар открылся выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова <strong>Анастасии Гачевой</strong> «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу. | <br>Семинар открылся выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова <strong>Анастасии Гачевой</strong> «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу. | ||
+ | |||
<br>А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия. А в представлении русских поэтов и писателей – Велимира Хлебникова, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева вселенское творческое делание служит объединению не только человека с человеком, но и человека с нашими меньшими братьями. Художественная реальность задает планку преодоления уже не национального, но видового, биологического эгоизма: звери мыслятся здесь как состоявшиеся личности, наделяются правом свободного выбора. Об этом, в частности, говорили на семинаре соискатель Литературного института <strong>Ирина Макарова</strong> и аспирантка ИМЛИ РАН <strong> Екатерина Ратникова</strong>. | <br>А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия. А в представлении русских поэтов и писателей – Велимира Хлебникова, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева вселенское творческое делание служит объединению не только человека с человеком, но и человека с нашими меньшими братьями. Художественная реальность задает планку преодоления уже не национального, но видового, биологического эгоизма: звери мыслятся здесь как состоявшиеся личности, наделяются правом свободного выбора. Об этом, в частности, говорили на семинаре соискатель Литературного института <strong>Ирина Макарова</strong> и аспирантка ИМЛИ РАН <strong> Екатерина Ратникова</strong>. | ||
+ | |||
<br>Ирина Макарова подготовила сообщение «Мир, каким его видят Председатели Земного Шара». Текст этого выступления преимущественно составили цитаты из «Досок судьбы», «Трубы Марсиан» и «Воззвания Председателей Земного Шара», организованные в виде своеобразного сводного манифеста утопического Правительства Велимира Хлебникова. Учитывая мощный пацифистский заряд его образности, этот филологический эксперимент кажется нам исключительно своевременным и полезным делом. | <br>Ирина Макарова подготовила сообщение «Мир, каким его видят Председатели Земного Шара». Текст этого выступления преимущественно составили цитаты из «Досок судьбы», «Трубы Марсиан» и «Воззвания Председателей Земного Шара», организованные в виде своеобразного сводного манифеста утопического Правительства Велимира Хлебникова. Учитывая мощный пацифистский заряд его образности, этот филологический эксперимент кажется нам исключительно своевременным и полезным делом. | ||
− | <br>Екатерина Ратникова рассказала об идее всеобщего добровольного братства людей, государств и религий у Даниила Андреева, выраженной им в символическом образе Розы мира. Впечатляет то, сколь детально, конкретно был представлен в одноименном сочинении образ этого объединения, разработанный Андреевым с учетом целого ряда привходящих систем: государственной, судебной, образовательной, культовой. Среди особенно запоминающихся, вдохновляющих предложений назовем: преображение государства на этических началах, прямую демократию, преобразование жилищ в содружестве с природой, поручение женщинам этического воспитания преступников и творческого одарения возлюбленных! | + | |
+ | <br>Екатерина Ратникова рассказала об идее всеобщего добровольного братства людей, государств и религий у Даниила Андреева, выраженной им в символическом образе Розы мира. Впечатляет то, сколь детально, конкретно был представлен в одноименном сочинении образ этого объединения, разработанный Андреевым с учетом целого ряда привходящих систем: государственной, судебной, образовательной, культовой. Среди особенно запоминающихся, вдохновляющих предложений назовем: преображение государства на этических началах, прямую демократию, преобразование жилищ в содружестве с природой, поручение женщинам этического воспитания преступников и творческого одарения возлюбленных! | ||
+ | |||
<br>Старший научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета и профессиональный штангист с ограниченными возможностями здоровья <strong>Николай Петрокович</strong> выступил на «Алетейе» с сообщением «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт». Заручившись конкретными примерами из истории мирового бокса, тяжелой атлетики, хоккея, а также полагаясь на собственный опыт, Петрокович убежденно говорил о прямой связи, которая существует между высоким уровнем спортивных достижений и духовностью человека. Тот, кто преодолел боль, страх, неверие в себя, начинает видеть, слышать и чувствовать гораздо острее. Легендарный американский штангист Пол Эдвард Андерсон основал центр для проблемных подростков. Его соотечественник, боксер-тяжеловес, олимпийский чемпион Джордж Форман стал пастором. «Отец русского хоккея» Анатолий Тарасов, притом что он был одним из самых жестких тренеров, каждого своего подопечного знал как родного сына. Немецкий боксер Макс Шмеллинг, которого нацистская пропаганда сделала олицетворением арийской расы, участвовал в спасении евреев от фашистов. По признанию Петроковича, большой спорт учит быть человеком также и в мелочах – не пройти на улице мимо того, кому стало плохо, придержать дверь в метро – все это проявления той же силы, выковывающей как тело, так и дух. | <br>Старший научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета и профессиональный штангист с ограниченными возможностями здоровья <strong>Николай Петрокович</strong> выступил на «Алетейе» с сообщением «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт». Заручившись конкретными примерами из истории мирового бокса, тяжелой атлетики, хоккея, а также полагаясь на собственный опыт, Петрокович убежденно говорил о прямой связи, которая существует между высоким уровнем спортивных достижений и духовностью человека. Тот, кто преодолел боль, страх, неверие в себя, начинает видеть, слышать и чувствовать гораздо острее. Легендарный американский штангист Пол Эдвард Андерсон основал центр для проблемных подростков. Его соотечественник, боксер-тяжеловес, олимпийский чемпион Джордж Форман стал пастором. «Отец русского хоккея» Анатолий Тарасов, притом что он был одним из самых жестких тренеров, каждого своего подопечного знал как родного сына. Немецкий боксер Макс Шмеллинг, которого нацистская пропаганда сделала олицетворением арийской расы, участвовал в спасении евреев от фашистов. По признанию Петроковича, большой спорт учит быть человеком также и в мелочах – не пройти на улице мимо того, кому стало плохо, придержать дверь в метро – все это проявления той же силы, выковывающей как тело, так и дух. | ||
+ | |||
<br>«Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны» - так назывался доклад, прочитанный на семинаре соискателем ИМЛИ РАН <strong>Еленой Константиновой</strong>. Это выступление было подготовлено на материале дневников Михаила Пришвина 1917-1922гг., а импульсом, побудительным мотивом к нему стало общественное обсуждение текущих событий на Украине. «Мудрец, шьющий связи» – в художественной и философской логике Пришвина – тот, кто принял на себя крест неосуждения оппонента, решение видеть в нем не обратную проекцию собственной точки зрения, но самобытийствующего другого во всей целости его особого мировоззрения, правоты и неправоты, добра и зла. Принятие этой познавательной стратегии позволило Пришвину и дает шанс каждому из нас осознать личную ответственность за разрешение драматичных, горестных событий дня и шире – дело просветления, воскрешения истинного лика мира, затемненного силами вытеснения и разделения. Пожалуй, эта мысль Елены Константиновой стала ключевой не только для ее доклада, но и для всего нашего субботнего заседания. | <br>«Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны» - так назывался доклад, прочитанный на семинаре соискателем ИМЛИ РАН <strong>Еленой Константиновой</strong>. Это выступление было подготовлено на материале дневников Михаила Пришвина 1917-1922гг., а импульсом, побудительным мотивом к нему стало общественное обсуждение текущих событий на Украине. «Мудрец, шьющий связи» – в художественной и философской логике Пришвина – тот, кто принял на себя крест неосуждения оппонента, решение видеть в нем не обратную проекцию собственной точки зрения, но самобытийствующего другого во всей целости его особого мировоззрения, правоты и неправоты, добра и зла. Принятие этой познавательной стратегии позволило Пришвину и дает шанс каждому из нас осознать личную ответственность за разрешение драматичных, горестных событий дня и шире – дело просветления, воскрешения истинного лика мира, затемненного силами вытеснения и разделения. Пожалуй, эта мысль Елены Константиновой стала ключевой не только для ее доклада, но и для всего нашего субботнего заседания. | ||
+ | |||
<br>К той же гносеологической традиции, связанной прежде всего с именем Михаила Бахтина, можно отнести и философа, культуролога, эстетика Георгия Гачева, чьей памяти было посвящено это заседании «Алетейи». 30 лет Г.Д. Гачев посвятил исследованию и описанию национальных образов мира –германского, итальянского, французского, английского, американского, болгарского, польского, русского, еврейского и других. Национальное он стремился понять как особый талант зрения, в силу которого человек из данного народа склонен открывать одни аспекты в бытии и духе, а выходец из другой традиции – иные. Прагматико-идеологическое разделение на своих и чужих, ожесточающее и обедняющее души, по которым оно проходит, заменяется у Гачева исполненной смысла и красоты идеей возлюбленной непохожести другого, взятого здесь в масштабе национального единства. «Ценить надо то, что не я и не мы, а значит, знают и умеют то, что восполняет – мое уникальное тоже умение и понимание», - определял он пафос своего исследования. | <br>К той же гносеологической традиции, связанной прежде всего с именем Михаила Бахтина, можно отнести и философа, культуролога, эстетика Георгия Гачева, чьей памяти было посвящено это заседании «Алетейи». 30 лет Г.Д. Гачев посвятил исследованию и описанию национальных образов мира –германского, итальянского, французского, английского, американского, болгарского, польского, русского, еврейского и других. Национальное он стремился понять как особый талант зрения, в силу которого человек из данного народа склонен открывать одни аспекты в бытии и духе, а выходец из другой традиции – иные. Прагматико-идеологическое разделение на своих и чужих, ожесточающее и обедняющее души, по которым оно проходит, заменяется у Гачева исполненной смысла и красоты идеей возлюбленной непохожести другого, взятого здесь в масштабе национального единства. «Ценить надо то, что не я и не мы, а значит, знают и умеют то, что восполняет – мое уникальное тоже умение и понимание», - определял он пафос своего исследования. | ||
+ | |||
<br>Уже из этой небольшой цитаты очевидно то, сколь индивидуальной, своеобычной была авторская интонация философа. Он верил, что всякий язык отражает мировоззрение его носителей и сам, на собственном опыте, подтверждал это. В философском словаре Г.Д. Гачева много авторских, живорожденных слов, а его неожиданные понятийные сближения – электромагнетизма и романтизма, полупроводников и полукровок - зачастую обусловлены поэтическим принципом созвучия. | <br>Уже из этой небольшой цитаты очевидно то, сколь индивидуальной, своеобычной была авторская интонация философа. Он верил, что всякий язык отражает мировоззрение его носителей и сам, на собственном опыте, подтверждал это. В философском словаре Г.Д. Гачева много авторских, живорожденных слов, а его неожиданные понятийные сближения – электромагнетизма и романтизма, полупроводников и полукровок - зачастую обусловлены поэтическим принципом созвучия. | ||
+ | |||
<br>С характерным примером гачевского неологизма участники семинара познакомились благодаря небольшой, но очень цельной, исполненной «прекрасной данностью бытия героя» видео-зарисовке о философе, подготовленной его дочерью, художницей Ларисой Гачевой. В числе прочего там приведен небольшой отрывок из фильма Валерия Балаяна, где Георгий Дмитриевич говорит о том, что его питают не злободневные, а <i>доброгодние мысли</i>, «не тухнущие с этим днем». Представляется, что эти слова, прозвучавшие в конце нашего семинара, точно резюмировали его содержание. | <br>С характерным примером гачевского неологизма участники семинара познакомились благодаря небольшой, но очень цельной, исполненной «прекрасной данностью бытия героя» видео-зарисовке о философе, подготовленной его дочерью, художницей Ларисой Гачевой. В числе прочего там приведен небольшой отрывок из фильма Валерия Балаяна, где Георгий Дмитриевич говорит о том, что его питают не злободневные, а <i>доброгодние мысли</i>, «не тухнущие с этим днем». Представляется, что эти слова, прозвучавшие в конце нашего семинара, точно резюмировали его содержание. | ||
Версия 13:13, 28 марта 2014
15 марта в 13-00 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова состоялось заседание литературно-философской студии «Алетейя». Тема заседания: Идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе. Заседание студии посвящено обсуждению двух важнейших понятий отечественной мысли и литературы: «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости». «Всечеловечности» как синтетической категории, снимающей антиномии «национализма» и «космополитизма». «Всемирной отзывчивости» как родственного внимания к другим национальным традициям и культурам, «необходимого условия» планетарной общности.
Отдельный блок выступлений посвящен памяти Георгия Гачева, философа, культуролога, автора серии «Национальные образы мира», описывавшего «национальный мир и ум как инструмент с особым тембром в симфоническом оркестре человечества», призывавшего ценить «возлюбленную непохожесть» народов земли. 23 марта 2014 года исполняется 6 лет со дня трагической гибели философа, а 1 мая – 85 лет со дня его рождения.
Программа семинара
- А.Г. Гачева, д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН, гл.библ. Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли
- И.В. Макарова (соискатель Литературного института). Мир, каким его видят Председатели Земного Шара
- Е.Н. Ратникова (аспирант ИМЛИ РАН). Всеобщее братство Розы Мира у Даниила Андреева
- Е.Ю. Константинова (соискатель ИМЛИ РАН). «Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны (Образ войны в современных СМИ и в дневниках М. Пришвина 1917-1922гг.)
- Н.А. Петрокович (ст. науч. сотр. Московского государственного психолого-педагогического университета, соискатель Московской государственной академии физической культуры). «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт»
Памяти Георгия Гачева
- У.М. Бахтиикреева, д. филол. н., проф. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН. Симфония человечества в трудах Георгия Гачева
- А.Г. Гачева. Жизнь с Мыслью. Феномен Георгия Гачева
От злободневного к доброгоднему
В субботу, 15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе.
В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении.
У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами.
15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам.
Семинар открылся выступлением сотрудницы ИМЛИ РАН и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасии Гачевой «Национализм – космополитизм – всечеловечность. Опыт русской мысли». Это сообщение ставило своей целью показать, что философский горизонт Достоевского, Соловьева, Бердяева, а также многих других близких им мыслителей, никогда не был и по сути своей не может быть ограничен «злобой дня». Оппозиция Востока и Запада в их писаниях определялась не прямым, геополитическим, но символическим смыслом. Противопоставлялись не конкретные регионы, а принципы устроения жизни. Ставился вопрос, на каких путях устроится человечество. Будет ли это атомарная цивилизация, погрязшая в секуляризме, укорененная в обособлении и борьбе всех против всех как на личностном, так и на государственном уровне. Или мир сумеет выстроить иную, высшую модель общежития, чаемый соборный принцип мироустройства, объединяющий отдельных людей и целые народы единым религиозным заданием. Важнейшим условием достижения всеславянского и шире - всехристианского идеала названные философы полагали обуздание народами своей национальной гордыни, их готовность к смиренному восполнению собою, своими духовными плодами общего движения ко благу.
А.Г. Гачева также отметила, что заместить принцип национальной исключительности образом всечеловечества стремились и русские космисты. Ими была предложена еще более широкая основа единения и примирения: созидающая роль человека, в котором природа приходит к самосознанию, всепланетарная ответственность рода людского, призванного к преображению мира, борьбе с силами небытия. А в представлении русских поэтов и писателей – Велимира Хлебникова, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева вселенское творческое делание служит объединению не только человека с человеком, но и человека с нашими меньшими братьями. Художественная реальность задает планку преодоления уже не национального, но видового, биологического эгоизма: звери мыслятся здесь как состоявшиеся личности, наделяются правом свободного выбора. Об этом, в частности, говорили на семинаре соискатель Литературного института Ирина Макарова и аспирантка ИМЛИ РАН Екатерина Ратникова.
Ирина Макарова подготовила сообщение «Мир, каким его видят Председатели Земного Шара». Текст этого выступления преимущественно составили цитаты из «Досок судьбы», «Трубы Марсиан» и «Воззвания Председателей Земного Шара», организованные в виде своеобразного сводного манифеста утопического Правительства Велимира Хлебникова. Учитывая мощный пацифистский заряд его образности, этот филологический эксперимент кажется нам исключительно своевременным и полезным делом.
Екатерина Ратникова рассказала об идее всеобщего добровольного братства людей, государств и религий у Даниила Андреева, выраженной им в символическом образе Розы мира. Впечатляет то, сколь детально, конкретно был представлен в одноименном сочинении образ этого объединения, разработанный Андреевым с учетом целого ряда привходящих систем: государственной, судебной, образовательной, культовой. Среди особенно запоминающихся, вдохновляющих предложений назовем: преображение государства на этических началах, прямую демократию, преобразование жилищ в содружестве с природой, поручение женщинам этического воспитания преступников и творческого одарения возлюбленных!
Старший научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета и профессиональный штангист с ограниченными возможностями здоровья Николай Петрокович выступил на «Алетейе» с сообщением «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт». Заручившись конкретными примерами из истории мирового бокса, тяжелой атлетики, хоккея, а также полагаясь на собственный опыт, Петрокович убежденно говорил о прямой связи, которая существует между высоким уровнем спортивных достижений и духовностью человека. Тот, кто преодолел боль, страх, неверие в себя, начинает видеть, слышать и чувствовать гораздо острее. Легендарный американский штангист Пол Эдвард Андерсон основал центр для проблемных подростков. Его соотечественник, боксер-тяжеловес, олимпийский чемпион Джордж Форман стал пастором. «Отец русского хоккея» Анатолий Тарасов, притом что он был одним из самых жестких тренеров, каждого своего подопечного знал как родного сына. Немецкий боксер Макс Шмеллинг, которого нацистская пропаганда сделала олицетворением арийской расы, участвовал в спасении евреев от фашистов. По признанию Петроковича, большой спорт учит быть человеком также и в мелочах – не пройти на улице мимо того, кому стало плохо, придержать дверь в метро – все это проявления той же силы, выковывающей как тело, так и дух.
«Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны» - так назывался доклад, прочитанный на семинаре соискателем ИМЛИ РАН Еленой Константиновой. Это выступление было подготовлено на материале дневников Михаила Пришвина 1917-1922гг., а импульсом, побудительным мотивом к нему стало общественное обсуждение текущих событий на Украине. «Мудрец, шьющий связи» – в художественной и философской логике Пришвина – тот, кто принял на себя крест неосуждения оппонента, решение видеть в нем не обратную проекцию собственной точки зрения, но самобытийствующего другого во всей целости его особого мировоззрения, правоты и неправоты, добра и зла. Принятие этой познавательной стратегии позволило Пришвину и дает шанс каждому из нас осознать личную ответственность за разрешение драматичных, горестных событий дня и шире – дело просветления, воскрешения истинного лика мира, затемненного силами вытеснения и разделения. Пожалуй, эта мысль Елены Константиновой стала ключевой не только для ее доклада, но и для всего нашего субботнего заседания.
К той же гносеологической традиции, связанной прежде всего с именем Михаила Бахтина, можно отнести и философа, культуролога, эстетика Георгия Гачева, чьей памяти было посвящено это заседании «Алетейи». 30 лет Г.Д. Гачев посвятил исследованию и описанию национальных образов мира –германского, итальянского, французского, английского, американского, болгарского, польского, русского, еврейского и других. Национальное он стремился понять как особый талант зрения, в силу которого человек из данного народа склонен открывать одни аспекты в бытии и духе, а выходец из другой традиции – иные. Прагматико-идеологическое разделение на своих и чужих, ожесточающее и обедняющее души, по которым оно проходит, заменяется у Гачева исполненной смысла и красоты идеей возлюбленной непохожести другого, взятого здесь в масштабе национального единства. «Ценить надо то, что не я и не мы, а значит, знают и умеют то, что восполняет – мое уникальное тоже умение и понимание», - определял он пафос своего исследования.
Уже из этой небольшой цитаты очевидно то, сколь индивидуальной, своеобычной была авторская интонация философа. Он верил, что всякий язык отражает мировоззрение его носителей и сам, на собственном опыте, подтверждал это. В философском словаре Г.Д. Гачева много авторских, живорожденных слов, а его неожиданные понятийные сближения – электромагнетизма и романтизма, полупроводников и полукровок - зачастую обусловлены поэтическим принципом созвучия.
С характерным примером гачевского неологизма участники семинара познакомились благодаря небольшой, но очень цельной, исполненной «прекрасной данностью бытия героя» видео-зарисовке о философе, подготовленной его дочерью, художницей Ларисой Гачевой. В числе прочего там приведен небольшой отрывок из фильма Валерия Балаяна, где Георгий Дмитриевич говорит о том, что его питают не злободневные, а доброгодние мысли, «не тухнущие с этим днем». Представляется, что эти слова, прозвучавшие в конце нашего семинара, точно резюмировали его содержание.